В Союзе писателей России рассказали малоизвестные факты о фильме «А зори здесь тихие…»

"Весна, которой не было" - так изначально называлась повесть Бориса Васильева.

О культовом фильме «А зори здесь тихие» рассказали на сайте Союза писателей России, перечислив малоизвестные факты о картине, от которой рыдала вся страна после выхода на экраны.

#НОВОСТИ
Фото сайта https://sprf.ru

Так, первоначальное название повести Бориса Васильева было «Весна, которой не было». После смены заголовка интерес к произведению резко вырос. История основана на реальных событиях — подвиге девушек-зенитчиц, остановивших немецких диверсантов. Многие персонажи имели реальные прототипы: Соню Гурвич автор списал со своей жены Зори Поляк.

Пьеса имела огромный успех на сцене, а затем заинтересовала режиссёра-фронтовика Станислава Ростоцкого, который и предложил снять фильм. Картина стала мировым событием: её показывали на Венецианском фестивале, а также выдвигали на «Оскар» как лучший зарубежный фильм. Зарубежная реакция была неоднозначной: первый показ в Италии зрители восприняли скептично, но второй — встретили овациями.

Идея фильма — личная благодарность Ростоцкого женщинам-фронтовичкам, одна из которых когда-то спасла его на поле боя. Главную роль получил почти новичок — Андрей Мартынов, утверждённый после тайного голосования ветеранов. Вячеслав Тихонов, звезда «Семнадцати мгновений весны», должен был сыграть старшину, но оказался занят.

Сцена в бане была снята только в одном дубле и по жёстким условиям актрис — в павильоне оставили минимум людей. Некоторые сотрудники нарушили договоренность. Регулировщик паровой машины отвлекся так, что установка взорвалась. Режиссёр настаивал на сцене в бане, чтобы подчеркнуть контраст: красивые, полные жизни женщины, которые могли бы создавать семьи и воспитывать детей, но вынуждены сидеть в окопах.

Смерти героинь снимались максимально реалистично, что доводило актёров и съёмочную группу до слёз. Эпизод гибели Лизы Бричкиной стал одним из самых тяжёлых: актрисе приходилось нырять в болото по нескольку дублей.

Фильм долго не выпускали в прокат — решение изменилось только после того, как материалы увидел лично Леонид Брежнев. Всего существует несколько экранизаций, но версия 1972 года по-прежнему считается эталонной.

Районные вести