В компаниях появляется новая практика брать отгулы вместо больничных. В одних случаях она формируется за счет сотрудника, в других-по инициативе руководителей. В отличие от больничного, отгул может длиться буквально один день короче. Главная цель — позаботиться о своем здоровье, но при этом как можно быстрее вернуть сотрудника к работе. Об этом информирует Российская газета.
По данным исследования, проведенного группой «Ренессанс Страхование», около 40% руководителей ожидают, что их сотрудники будут поддерживать связь и продолжать хотя бы часть работы из дома, даже когда они болеют. И несмотря на то, что отпуск по болезни является законным правом сотрудников, почти половина из них признались, что руководители указывали им на «злоупотребление» отпуском по болезни. Чаще всего это случалось с женщинами. Такая практика является «дискриминационной»,- говори Алиса Безлюдова, руководитель департамента маркетинга «Медицина» компании «АльфаСтрахование». Но вместо того чтобы обвинять менеджеров в чрезмерной требовательности, она предлагает предотвращать больничные листы и сокращать количество больничных листов и конфликтов в коллективе.
Сотрудники берут отгулы на работе, чтобы сбалансировать личную и профессиональную жизнь. Почти половина россиян брали отпуск за последний месяц, по данным проекта «HR Lab. — Лаборатория HR Инноваций» и платформы «Академия Здоровья». При этом сотрудники берут отгулы именно из-за ухудшения здоровья себя или своих близких, то есть как альтернативу больничному листу. Треть сотрудников берут отгулы из-за головной боли, четверть — из-за давления, еще 17% — из-за детских болезней. При этом, по данным Работа.ru и «СберЗдоровье», в 2023 году только 30% всех работников будут официально брать больничный. При этом 60% из них брали отпуск только раз в год.
Вопросы отсутствия на рабочем месте проще решать напрямую с работодателем. Многие работодатели уже накопили стандартные практики, которые предлагают в таких случаях; Ольга Звагольская, руководитель инсорсинговых направлений ГК ITGLOBAL.COM говорит, что сотрудникам предоставляется возможность работать удаленно в течение двух рабочих дней без оформления больничного листа, если они не здоровы. Если заболевание незначительное, эти два дня позволяют сотруднику восстановить силы в комфортной домашней обстановке без снижения зарплаты. Кроме того, существует практика, когда сотрудникам, фактически выполняющим свои обязанности во время больничного, компенсируются финансовые потери. Как говорит Надежда Нечаева, руководитель отдела персонала МФК «Честное слово»: «у нас действует система поддержки сотрудников: мы предоставляем 14 дней больничного в год на уровне среднего заработка». Это делается для того, чтобы больные сотрудники не боялись брать больничный и чтобы их зарплата за этот период не пострадала. Зачастую при оплате больничного листа им выплачивается компенсация в несколько раз ниже заработной платы. В тоже время, по ее словам, удаленные сотрудники действительно часто берут отгулы вместо больничных. Острая фаза болезни обычно длится один-два дня. Для удаленных сотрудников достаточно двух-трех дней, чтобы восстановиться и вернуться к работе.
Кроме того, некоторые компании внедряют новые формы взаимодействия с сотрудниками, которые болеют, но хотят работать из дома.
Автор: Екатерина Мамаева