29 мая вступил в силу закон, которыми в ч. 4 Гражданского кодекса внесены поправки, запрещающие государственную регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, способных ввести потребителя в заблуждение относительно места производства товара.
Запрещается также отчуждать исключительные права на товарный знак, если это может послужить причиной подобного заблуждения.
Кроме того, поправками уточнены основания отказа в государственной регистрации товарных знаков, которыми могут быть нарушены исключительные права на охраняемые географические указания или наименования мест происхождения товаров. В п. 7 ст. 1483 ГК РФ теперь предусмотрено, что обозначения, включающие, воспроизводящие или имитирующие географические указания (наименования мест происхождения), по общему правилу не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров. Исключением являются лишь случаи, когда такое обозначение включено в товарный знак в качестве неохраняемого элемента и регистрируется на имя лица, имеющего право использования географического указания (наименования места происхождения). В отношении неоднородных товаров регистрация подобных обозначений не допускается, если обозначение будет ассоциироваться у потребителей с соответствующим географическим указанием (наименованием места происхождения) и может ущемить законные интересы правообладателя.
В целях реализации указанных законодательных поправок Правительство РФ еще в феврале скорректировало Правила государственной регистрации распоряжения исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных по договору и перехода исключительного права на них без договора. Изменения вступили в силу также 29 мая 2023 года (Федеральный закон от 28 мая 2022 г. № 143-ФЗ).
Рустам Идельбаев, помощник прокурора Тацинского района
Фото: iStock