Взаимосвязь праздника Богородицы с триумфом русских войск

14 октября православная церковь отмечает Покров Пресвятой Богородицы

#НОВОСТИ
Время гениальных полководцев. "Встреча А.В. Суворова с Ф.Ф. Ушаковым". В. Д. Илюхин, 1953 г. / Мордовский музей изобразительных искусств/ РГ

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который в старом стиле отмечали 1 октября, а в новом — 14 числа, обладает интересным парадоксом. С одной стороны, в этот день русские завоевали несколько побед, с другой — праздник основан на событии, которое стало военным поражением наших предков. В Российской газете разобрали основные моменты этого торжества.

Важнейшим моментом является то, что праздник был установлен в честь чуда явления Богородицы христианам в Влахернском храме Константинополя. Славянин Андрей, известный как юродивый Христа ради, и его товарищ Епифаний увидели, как Божья Матерь, распростёршая плат над молящимися, защищала их. В ту субботнюю ночь именно озадаченные защитой молящиеся обращались к ней от угрозы нашествия… нелегкоисполнивших обряд предков. Дружина «вещего» Олега уже совершала успешные налёты на Византию, и её суда вновь находились у стен Константинополя. Летописи сообщают: в ту ночь корабли славян по неизвестным причинам повернули обратно, что спасло город.

Итак, внимание! Событие, которое могло бы быть расценено как военное поражение наших предков, русские начали отмечать еще в XII веке как праздник покровительства Богородицы для всех христиан. В то время в Византии этот праздник не существовал, а в России его уже отмечали.

В издании рассказали подробно о наших победах на празднике Покрова Пресвятой Богородицы. Первую Покровскую церковь воздвиг в конце XII века святой князь Андрей Боголюбский в память о своем старшем сыне Изяславе, который скончался осенью 1165 года от ран после успешного похода против волжских булгар. Храм Покрова на Нерли, с его ослепительно белым камнем, словно взлетающая свеча, возвышается над реками Нерль и Клязьма, передавая историю сквозь века.

Другой шедевр архитектуры — собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади, известный как храм Василия Блаженного, был построен в честь взятия Казани в 1552 году.

Ночью 1 октября 1618 года москвичи успешно отразили нападение польского королевича Владислава, что стало символом окончания Смуты. В этой победе предки увидели знак заступничества Богородицы, поэтому в Москве появились новые Покровские храмы. Наиболее ярким примером помощи Богородицы считается победа русских под командованием графа Суворова на Кинбурнской косе, которую он сам называл «адской баталией».

1787 год, начало второй русско-турецкой войны. Кинбурнская коса находится под контролем русских, но численность турецкой армии здесь почти в два раза больше. Зная о религиозной преданности Суворова и о том, что 1 октября празднуется Покров Пресвятой Богородицы, турки начинают обстрел плохо защищённой крепости накануне. Утром обстрел усиливается. Несмотря на нападение противника, Суворов, ставящий Божью волю превыше всего, отправляется на Божественную литургию. Турки высаживаются практически без помех: они не только высаживаются на косу, но и вбивают в морское дно у мыса несколько толстых свай для защиты своих кораблей, а на самом берегу начинают копать окопы. Суворову, который молится в храме. Но день праздничный, и он отдает приказ: «Из пушек не стрелять!» – добавляя: «Пусть все выйдут». Ответный огонь был открыт лишь после завершения литургии, когда турки уже находились всего в ста метрах от крепости. Битва оказалась жестокой, Суворов был дважды ранен, потерял лошадь и едва не попал в плен, но, оставаясь раненым, он сохранял храбрость и веру в победу. «За Пречистую Владычицу Богородицу! За дом Богоматери!» – восклицал он, воодушевляя солдат на подвиги.

Покровская победа нашего выдающегося флотоводца Федора Федоровича Ушакова над армиями Наполеона, хотя и менее кровопролитная, чем многие другие, не следует недооценивать. 1 октября 1798 года отряд капитан-лейтенанта Ивана Шостака, посланный вице-адмиралом Ушаковым, захватил остров Цериго (ныне Китир), расположенный на юге Греции. Это стало началом успешного Средиземноморского похода Черноморской эскадры 1798-1799 годов. Спустя год, именно в день Покрова, русские солдаты впервые шагали по улицам Рима, освобожденного от французского владычества. Лейтенант Балабин сообщал адмиралу Ушакову о восторге римлян: «С малой нашей командой мы вошли в город; жители восприняли нас с величайшей радостью и почетом.» Русские войска, обладая дисциплиной, защитили Рим от грабежей со стороны французов и бандитов неаполитанского кардинала Руффо.

Говоря об освобождении русских территорий за пределами страны, невозможно не вспомнить о взятии неприступной крепости Эривани (сейчас Ереван) нашими солдатами в 1827 году. 1 октября того года завершилась пятидневная осада города, проведенная Отдельным Кавказским корпусом Русской императорской армии под командованием Ивана Федоровича Паскевича. При штурме военные России и армяне, действуя сообща, смогли оттеснить персидские войска к стенам крепости, что и привело к капитуляции гарнизона. Тем самым восточная часть Армении освободилась от многовековогоPersian господства. Стоит отметить, что до этого русские войска дважды безуспешно пытались захватить Эривань — в 1804 и 1808 годах. Ситуация изменилась, когда Паскевич возглавил осаду, сумев организовать ее, опираясь на просьбы армян о помощи. Весть о победе быстро разнеслась по армянским общинам за границей. «Армения возродилась, и это благодаря доброй московской нации, среди которой мы всегда находимся в безопасности», — писали представители армянской диаспоры в Индии.

В Российской газете рассказали о скептиках, которые могут сказать:  «Это все совпадения! Битв в истории России было много, православных праздников не меньше, вот какие-то из сражений и совпали с Покровом!» На это можно возразить фразой Эйнштейна о том, что «при помощи совпадений Бог сохраняет анонимность».

Однако лучше вспомнить, что такие выдающиеся полководцы, как Суворов, Ушаков и Паскевич, не только обладали выдающимися стратегическими талантами и личной храбростью, но и были глубоко верующими людьми. Они исполняли заповеди в своей жизни и передавали эти принципы своим солдатам. Исключительная подготовка их войск сочеталась с формированием у военнослужащих и офицеров высоких моральных ценностей. Вера и молитвы становились основой, объединяющей все способности и таланты русских воинов.

Что касается парадокса, заключающегося в том, что россияне торжественно отмечают день поражения своих предков, епископ Василий Родзянко подчеркивает, что такое «самоотречение – историческое и народное – указывает на внутреннюю силу правды, на глубокое понимание истинных ценностей; оно свидетельствует о высокой нравственной чистоте и мощи нации».

Районные вести