Медорганизации смогут сами определять, в каком объеме использовать материальную базу для оказания платных услуг. При этом пациент, обращаясь за лечением, должен получить полную информацию о клинике и помощи, которую ему предоставят бесплатно.
Правительство РФ утвердило Правила предоставления платных медуслуг, обновив прежний документ, который действовал более 10 лет. Новый порядок вступит в силу с 1 сентября.
«Новые правила предусматривают более четкое разграничение условий для предоставления платных медуслуг и бесплатной медицинской помощи, и тем самым предупреждают подмену бесплатной помощи, оказываемой в рамках программы госгарантий», — пояснили «РГ» в Минздраве. При этом правила будут одинаковы для всех медучреждений вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности.
«Это документ федерального уровня, который устанавливает единые правила и единые требования для оказания платных медуслуг и в частных, и в государственных клиниках, — отметил советник генерального директора страховой медицинской организации Капитал-МС Михаил Пушков. — Помощь и условия ее получения должны быть понятны, сравнимы и прозрачны во всех медорганизациях».
«Частные клиники имеют право входить в систему ОМС, и на них, конечно же, должны распространяться такие же правила, как и на государственные медучреждения, — пояснил «РГ» сопредседатель Всероссийского Союза пациентов Юрий Жулев. — При этом мы знаем, что самое большое количество нареканий со стороны пациентов связано с навязыванием платных услуг. В документе прописано, что если медицинская услуга предусмотрена ОМС, то зная об этом, пациент может отказаться от ее получения на платной основе. И клиника не может отказать ему в помощи в рамках ОМС».
В случае, если пациент отказывается от получения медицинских услуг на платной основе, клиника не вправе отказать взять его на лечение бесплатно, если на момент обращения пациента в медорганизации есть распределенные объемы предоставления помощи по ОМС. «Если получателя устраивают сроки и условия лечения по программе госгарантий, клиника обязана предоставить помощь бесплатно и не может навязывать ее на платной основе», — подчеркнули в Минздраве.
Важный пункт новых правил касается выбора тактики лечения. «Клиника имеет право назначать пациенту лекарства, не входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших, а также рекомендовать медизделия и лечебное питание даже при отсутствии жизненных показаний. Но в этом случае пациент будет все это оплачивать. Сюда же относятся услуги, на которые имеет право пациент — например, ему могут по его желанию установить индивидуальный пост медицинского наблюдения, лечить анонимно — все это также входит в возможности платной медицины, которая обеспечивает больший комфорт для пациентов», — отметил Юрий Жулев.
«Союз пациентов всегда придерживался позиции, что частные клиники также должны работать на основе клинических рекомендаций, порядков оказания медпомощи и стандартов, утвержденных минздравом, нести ответственность за качество оказания медицинской помощи. Все эти положения вошли в документ, — отметил Жулев. — При этом частные медорганизации могут оказывать помощь шире вышеуказанных документов. И тут остается дилемма — не будет ли происходить навязывание лишних услуг?»
В этом случае особенно важна информированность пациента, принцип полной прозрачности в работе медиков. «Пациенту должна быть доступна информация о медорганизации. Мы знаем случаи в регионах, когда клиники, работающие в системе ОМС, отказывались допускать предусмотренное по закону проведение независимой оценки условий оказания медпомощи», — отметил Жулев. В Минздраве, в свою очередь, объясняют: постановлением предусмотрена актуализация перечня обязательной информации, которую клиники должны размещать на своих официальных сайтах и стендах. Еще один важный пункт — наименования платных услуг должны соответствовать номенклатуре, установленной Минздравом. Так пациенту (и, кстати, проверяющим тоже) будет проще проконтролировать разграничение между платными и бесплатными видами помощи.
«Правила определяют, куда пациент может обратиться, если качество медицинской помощи его не устроит. Но, к сожалению, в пункте, где прописаны требования о предоставлении информации на сайте, в числе адресатов, к кому может обратиться пациент в случае возникновения вопросов, не указаны страховые медорганизации, — отметил Михаил Пушков. — Между тем, именно они выступают на стороне застрахованного лица и способны урегулировать конфликты в досудебном порядке».
Источник: Российская газета
Фото: Сергей Михеев/РГ