Почему дорожает дизель и когда рост цен закончится

По данным Росстата, с середины ноября 2021 года средняя цена дизельного топлива (ДТ) на АЗС выросла на 3 рубля 85 копеек — почти на 7,4%. 

Для сравнения, бензин марки АИ-95 в рознице за это время подорожал только на 95 копеек, а с начала этого года его цена даже снизилась. Стоимость же ДТ непрерывно увеличивается с сентября.

Показательно, что во многих областях нашей страны цена ДТ на АЗС превысила цену бензина марки АИ-98. Если в ноябре 2021 года такая ситуация наблюдалась в трех регионах на Дальнем Востоке, то в этом году таких регионов стало пятнадцать. Они есть не только в ДФО, но и в Сибири, на Урале и даже один в Европейской части России — Мурманской области. В среднем разница между стоимостью самых дорогих бензинов и ДТ сократилась вдвое. А в ДФО дизельное топливо оказалось дороже на 4 рубля 52 копейки (в 2021 году оно было дороже на 61 копейку). Причем в опте цены на ДТ особого роста не показывают и даже немного снизились с начала осени.

Подорожание происходит, несмотря на то что сентябрьская корректировка демпфирующего механизма (выплат нефтяным компаниям из бюджета части разницы между внутренними и экспортными ценами на топливо при поставках его на российский рынок) дизельное топливо не затронуло. С сентября демпфер уменьшился для поставщиков бензина, цены на который остаются стабильными.

Нефтяные котировки сейчас не бьют рекорды, списывать на них подорожание не получается. Баррель нашей нефти Urals стоил около 70 долларов, а эталонная марка Brent — 90-98 долларов. Для сравнения, летом котировки были выше на 25-30%, но цены на ДТ в России в это время оставались приблизительно на одном уровне.

Работают законы рыночной экономики: если предложение больше спроса, цена не растет, поясняет исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК «ИВА Партнерс» Артем Тузов. До осени, несмотря на то что инфляция была от 12 до 20%, а мировые цены на топливо били рекорды, цены на него внутри России практически не росли. Вечно так продолжаться не могло.

На сезонные колебания потребления топлива в России такой рост цен списать нельзя, поэтому остается только выросший экспорт. В преддверии эмбарго на импорт нефти из нашей страны с 5 декабря и на импорт нефтепродуктов с 5 февраля 2023 года страны Евросоюза могли захотеть закупиться российским дизелем впрок. По данным Евростата, с августа экспорт нефти и нефтепродуктов из России в ЕС превысил прошлогодние объемы. А из нефтепродуктов больше всего в Европу из нашей страны экспортировалось именно дизельное топливо.

Не случайно, по данным «Интерфакса» со ссылкой на статс-секретаря — замминистра финансов Алексея Сазанова, в правительство отправлен на согласование проект постановления о пошлине 20 тысяч рублей за тонну на экспорт бензина и дизельного топлива, за которые ранее получен топливный демпфер. То есть на экспорт отправляются объемы топлива, за которые была получена выплата, предусматривающая их реализацию на внутреннем рынке. В результате мог возникнуть и некоторый дефицит ДТ внутри России.

Больше всего Россия экспортирует летнего дизельного топлива (в 2021 году — 30,7 млн тонн), меньше — межсезонного (2,7 млн тонн) и совсем мало — зимнего (0,28 млн тонн), отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов. Но с учетом климатической разницы летнее и межсезонное ДТ остается востребованным на европейском рынке в осенние месяцы. Поэтому нефтяники, скорее всего, используют последнюю лазейку для поставок в Европу. Косвенно об этом свидетельствует продолжающийся рост выпуска ДТ в нашей стране, поясняет эксперт.

В последние недели тонна ДТ в Европе продавалась с 50%-ной надбавкой к Brent, тогда как исторически эта надбавка была ближе к 33%, отмечает старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Рональд Смит. Привлекательность европейского рынка стала очень высокой из-за дефицита на нем топлива. Пока Европа страдает от него, цены здесь будут достаточно высокими, чтобы привлечь поставки из других стран. Февральское эмбарго на импорт российских нефтепродуктов, если оно будет введено в действие, значительно ухудшит ситуацию в Европе, но российским компаниям будет уже трудно воспользоваться этим преимуществом, считает Смит.

С этим согласен Родионов. С учетом того, что в 2021 году на долю внешнего рынка пришлось ровно 50% производства всех сортов ДТ в России, весной на нашем рынке начнет складываться профицит, который должен привести к снижению оптовых цен на ДТ, уточняет он.

Иного мнения придерживается Тузов. Существенного снижения цен можно не ждать, поскольку эмбарго в отношении топлива из РФ анонсировалось ЕС и другими странами достаточно давно. Российские компании либо уже нашли новых покупателей, либо планово снизят производство. В итоге цена на топливо будет продолжать расти на уровень инфляции в стране, считает эксперт.

По материалам «Российской газеты»

Фото: Сергей Куксин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому