5 тысяч тонн известняка и песчаника в сутки добывают в карьере АО «Карбонат» в Тацинском районе

Сегодня, 14 августа, работники АО «Карбонат» отмечают профессиональный праздник – День строителя.

#РЕПОРТАЖ

Акционерное общество производит щебень разных фракций для строительства дорог, мостов, железнодорожных насыпей и минеральный порошок для асфальтобетонных смесей.

СНАЧАЛА — ВСКРЫША

Специалисты считают, что говорить о «добыче» щебня не совсем корректно. Ведь, в отличие от песка и гравия (которые образуются естественным путём), щебень создаётся искусственно, на дробильно-сортировочном заводе. Добывают же в карьере исходное сырьё – горную массу.

Сперва с помощью бульдозера или погрузчика снимают верхний плодородный слой почвы — чернозём, складируют его для последующей рекультивации земель, нарушенных горными работами. Затем отрабатывают глинистый слой экскаваторами, выбирают некондиционный известняк и песчаник.

Твёрдые слои приходится бурить, закладывать в него взрывчатые материалы и вскрывать пласты направленными взрывами.

— Мы готовим до 90 скважин, в зависимости от твёрдости породы, — говорит машинист буровой установки Андрей Гриценко.

Машинисты буровой установки Александр Стекольников и Андрей Гриценко живут в Жирнове, профессию получили в учебном центре предприятия. Обоим мужчинам приходилось трудиться вахтовым методом далеко от дома. Выбор сделали в пользу работы дома.

Буровой станок — самоходная машина, способная бурить скважины с точнейшим позиционированием и строго под заданным углом.

Перед взрывом карьер пустеет. Из него вывозят всех людей, кроме взрывников, укрывающихся в убежище, технику отводят на безопасное расстояние, окрестности оглашает сирена. Те, кто собирается наблюдать за действом с борта карьера (это мы), воспринимают её как театральный звонок. Дальше — гром, как в сильную грозу, и сразу же — продолжительный грохот, напоминающий шум прибоя или водопада. Взрыв длится всего несколько секунд, но, по ощущениям, это очень впечатляюще!

После того, как дым рассеется и осядет пыль, взрывники проверяют наличие не сработавших зарядов, после чего экскаваторы и БелАЗы занимаются своей работой.

Труд экскаваторщика непростой: 12-часовые смены, тяжёлые детали. Двигатель многотонной махины собирают машинист экскаватора Дмитрий Шеваков и механик по ремонту карьерного оборудования Андрей Воеводин (слева направо). Рядом с опытными наставниками — стажёр Кирилл Сологуб, сын собственника предприятия. Парень решил на себе испытать, каково это – работать в карьере.

Экскаватор Hyundai 800 весит более 82 тонн, объём ковша у него — 4,6 кубометров.

ДОБЫЧА И ПЕРЕРАБОТКА — ГЛАВНОЕ

— Горный цех и дробильно-сортировочная фабрика требуют моего особого внимания, — подчёркивает директор АО «Карбонат» Александр Дудко.

По словам Александра Владимировича, по сравнению с апрелем 2022-го предприятие работает более стабильно, сформировался определённый ритм.

— Производительность по первому заводу увеличилась на 30%, по второму – тоже приближаемся к этой цифре, — детализирует директор «Карбоната». — Но теперь встала другая проблема: по причине увеличения объёмов работ начинает выходить из строя оборудование. Любое изделие из металла имеет свой ресурс – чем больше нагрузка, тем выше износ. Мелкие поломки устраняем своими силами, по крупным — привлекаем сторонних специалистов. Все вопросы решаются в нашем регионе. По вскрыше сегодня идём не так, как хотелось бы, но в целом неплохо.

ИНВЕСТИЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

Собственник направляет инвестиции на обновление техники. Приобретены бульдозер, новый буровой станок, гидромолот, в ближайших планах — погрузчик.

— По экскаваторам, о покупке которых я говорил вам весной, ничего не получилось: сделка не состоялась ввиду санкций, — сетует Александр Дудко. — Карьерное оборудование – тоже импортное, а на рынке сейчас ситуация непредсказуемая: то, что было в наличии, раскуплено, а на то, что осталось, цены заоблачные. Ищем альтернативу, купили китайский буровой станок, отзывы коллег о нём — положительные. На ближайшее время его хватит.

А МОГЛИ БЫ И БОЛЬШЕ…

Финансовое положение АО «Карбонат» постепенно приходит в норму.

— Последние два месяца мы сработали «в ноль», убытки, как полгода назад, не генерируем. К концу года планируем выйти на минимальную прибыль.

Добычу сырья ведём в плановом режиме – и по песчанику, и по известняку, с реализацией проблем не испытываем. Производили бы больше — продавали бы больше.

Что мешает? Несколько факторов. Во-первых, отсутствие вскрытых запасов, во-вторых, состояние техники. Какая бы она ни была импортная и надёжная, изнашивается. Оборудование, хоть оно и рассчитано на большие нагрузки, не привыкло работать в таких условиях. Вот смотрите: если раньше в «Карбонате» 500 тонн в смену делали, сейчас – до 1800 тонн. Дробильно-сортировочный завод работает в две смены. Узлы и агрегаты выходят из строя. Пока мы их все не «переберём» и не перенастроим, так и будет. Вчера, к примеру, запустили фабрику – сломался барабан.

А в-третьих, с кадрами по-прежнему тяжело. Не хватает БелАЗистов, бульдозеристов, экскаваторщиков, дробильщиков, слесарей. Но это всё – рабочие моменты, будем постепенно их решать!

ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ЦЕПИ

Александр Дудко, директор АО «Карбонат»:

— Мои главные помощники – начальники структурных подразделений: Владимир Викторович Денисов (дробильно-сортировочный завод), Надежда Николаевна Богомазова (погрузка), Сергей Юрьевич Цеценко (карьер), Алексей Константинович Валуйсков (автотранспортный цех), Алексей Юрьевич Цеценко (участок минерального порошка), главный инженер Андрей Николаевич Комашко.

Коллектив руководителей у нас сложившийся. Выделить кого-то одного невозможно.

Коммерческий директор Александр Геннадьевич Трифонов – это обе мои руки и, наверное, даже нога.

ВЗРЫВ — ДЕЛО ОТВЕТСТВЕННОЕ!

Сергей Цеценко, начальник карьера АО «Карбонат»:

— Перед началом таких работ карьер полностью оцепляем, выставляем охрану. Всю технику отводим на безопасное расстояние, БелАЗы вообще уезжают.

Сегодня взрывали добычной горизонт песчаника, мощность – около 6 тысяч кубов. Затем сюда придут экскаваторы и БелАЗы, начнётся эскалация и перевозка сырья на дробильно-сортировочную фабрику. Если всё пойдёт по плану и не подведёт оборудование, полученный объём отработаем за 10 смен.

В «Карбонате» я тружусь с 2012 года. Начальником карьера меня назначили 17 января 2021 года, до этого был мастером, ещё раньше – машинистом экскаватора.

Районные вести