Много лет переписывались с участниками освобождения Араканцева краеведы хуторской школы

Публикация подготовлена по материалам Ольги Марковой из хутора Араканцева.

#РЕПОРТАЖ
Фото из архива О.Марковой

Араканцев был очищен от фашистских захватчиков в ночь с 14 на 15 января 1943 года. Освобождали населённый пункт воины 47-й гвардейской Нижнеднепровской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого стрелковой дивизии. Много лет переписывались с участниками освобождения хутора краеведы местной школы.

ОПЕРАЦИЯ ОКАЗАЛАСЬ ОЧЕНЬ УДАЧНОЙ

В 1970-х годах гвардии генерал-лейтенант, Герой Советского Союза Фёдор Афанасьевич Осташенко, который командовал дивизией во время освобождения Ростовской области и в частности Тацинского района, в одном из своих писем рассказывал о событиях, разворачивавшихся в Араканцеве:

«К вечеру 14 января поднялась ужасная пурга с пронизывающим ветром. Начал усиливаться мороз… Вот в этой обстановке часть дивизии оказалась в открытом поле без окопов и блиндажей.

Положение, конечно, для нас было жуткое. Оставаться в такой ситуации на ночь — это значит иметь к утру много обморожений и даже смертей.

В этой тяжёлой обстановке я принял решение, пользуясь ночной пургой, неожиданно атаковать врага, выбить его из хутора и затем дать людям возможность отдохнуть…

Начало штурма было назначено на 24 часа ночи 14 января. Эта наша операция оказалась очень удачной…».

НЕМЦЫ ВЫСКАКИВАЛИ РАЗУТЫЕ

А вот что сообщил местным краеведам бывший заместитель командира 142-го гвардейского стрелкового полка47-й гвардейской  Нижнеднепровской Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого стрелковой дивизии Иван Михайлович Соболев:

«Полк растянулся на несколько километров, артиллерия отстала. 7 или 8 января наш 2-й батальон со взводом автоматчиков, командир Анатолий Александрович Соколов, сходу ворвались в хутор и в скоротечном бою выбили врага из населенного пункта.

Немцы от неожиданности выскакивали из домов разутые, их в упор расстреливали. Много было убито, часть взята в плен.

Батальон не успел как следует организовать оборону. Враг подбросил свежие силы, и после жестокого боя мы вынуждены были оставить Араканцев, понеся значительные потери: человек тридцать убитыми, ещё двадцать попали в плен.

Утром батальон занял оборону на окраине хутора и в течение дня вёл огневой бой, пока не подоспели основные силы полка с артиллерией. Несколько раз ходили в атаку, но безуспешно. Из-за глубоко промёрзшей земли солдаты не могли как следует окопаться и поэтому использовали снег, которым обкладывали себя, делая затишек от ветра.

13 января утром после 20-минутной артподготовки пошли в атаку, но под сильным автоматным и пулемётным огнём она сорвалась.

В течение дня дважды пытались атаковать, но безрезультатно. И только вечером, часов в 20.00, стремительной атакой завязали бой в хуторе и к утру 14 января 1943 года освободили его (даты могут быть неточные).

В тех боях наш полк потерял порядка восьмидесяти человек убитыми,  в том числе около тридцати взятых в плен, как потом показали жители, были расстреляны».

ШТУРМ В ПУРГУ ОШЕЛОМИЛ ВРАГА

Гвардии капитан, бывший командир роты автоматчиков Анатолий Александрович Соколов в 1981 году присылал в тацинскую газету «Свет Октября» (сегодня «Районные вести» – прим. автора) свои воспоминания об освобождении хутора:

«После разгрома фашистов близ Чекалова и Троицкого дивизия получила приказ для наступления в направлении Насонтова, станицы Краснодонецкой. При подходе к реке Кагальник наши части встретили упорное сопротивление из района Араканцева и частично Зазерского.

После мощного артналёта один из гвардейских полков атаковал Араканцев и ворвался в хутор. Однако в результате сильной контратаки пехоты и танков нам пришлось отойти на исходные позиции.

К вечеру 14 января поднялась пурга. Ураганный ветер, усиливающийся мороз застали наши части в открытой степи. Укрытием бойцам служили только мелкие индивидуальные окопы.

В 22 часа на командный пункт 142-го гвардейского полка прибыли командир дивизии генерал-майор Ф.А. Осташенко и начальник политотдела полковник А.В. Шевченко. Они убедились: оставаться на этом рубеже – значит обморозить людей. Нужно либо отвести части назад, в ближайшие балки, либо пойти на ночной штурм Араканцева и выбить из него немцев.

Командование приняло второе решение. Через политработников оно было доведено до сведения  всех воинов, которые встретили приказ на штурм с воодушевлением.

Для успешного выполнения боевой задачи разведроте капитана К.А. Вьюнникова приказали проникнуть вглубь обороны противника (между Араканцевым и Зазерским) и с началом штурма атаковать основные огневые точки врага. 99-й артполк должен был помочь на подходе к Араканцеву и по дороге на Зазерский.

Стрелковые полки бесшумно приблизились к переднему краю фашистов и по первому залпу нашей артиллерии атаковали позиции противника. Это случилось в 24 часа 14 января.

Штурм в пургу ошеломил врага. Открывшие огонь фашистские пулемёты были сразу уничтожены с тыла разведчиками. Немецкая артиллерия вслепую била по местам, только что оставленным нами. Танки, находившиеся в хуторе, поспешно ушли на Верхний Кольцов.

В бою, длившемся не более полутора часов, мы захватили около ста пленных, пять тяжёлых пулемётов, три орудия, несколько автомашин с боеприпасами.

Эту ночь я буду помнить до конца своих дней».

ЭПИЛОГ

В мае 1973-го, в год празднования тридцатилетия освобождения Араканцева от фашистов, Анатолий Александрович Соколов приезжал в хутор, встречался с жителями, делился с ними своими воспоминаниями.

В торжественной обстановке А.А. Соколову было присвоено звание «Почётный гражданин хутора Араканцева». Краеведы местной школы переписывались с ним более двадцати лет.

8 мая 2007 года по инициативе директора Араканцевской школы Татьяны Клименко, при поддержке населения и главы  района Николая Черкасова в хуторе состоялось торжественное открытие мемориальной плиты «Память», посвященной защитникам Родины от немецко-фашистских захватчиков, землякам — жителям Араканцева и Дымкова.

Районные вести