Можно ли победить коррупцию? Об этом говорили со школьниками сотрудники Межпоселенческой центральной библиотеки Тацинского района.
Библиотечный урок «Мы против коррупции!» для девятиклассников Тацинской школы №1 провели директор Межпоселенческой центральной библиотеки (МЦБ) Татьяна Харитонова и методист Татьяна Демченко.
Но сначала сотрудники МЦБ инсценировали старую монгольскую притчу.
Может, найду закон, а может быть, монеты
… Много лет назад жил в Монголии слепой музыкант. Триста шестьдесят пять дней в году странствовал он по стойбищам, ходил из юрты в юрту, играл людям на хуре, пел песни, сказывал былины. Слепой музыкант откладывал каждую лишнюю монетку на чёрный день, когда заболеет и не сможет бродить по стойбищам. Свои деньги он носил в мешочке, а мешочек прятал за пазухой и никогда с ним не расставался.
Однажды, когда музыкант играл на многолюдном сборище и пел свои песни, подошёл к нему щегольски одетый незнакомец. Растолкав людей, он протиснулся вперёд, сел на корточки перед музыкантом и стал пристально смотреть на него своими чёрными глазами. На пришельце был шёлковый халат, а поверх него зелёная плисовая куртка, на ногах — добротные кожаные сапоги; шапка из чёрного шёлка сдвинута набок. Когда музыкант кончил играть и народ разошёлся, незнакомец воровато осмотрелся и запустил руку за пазуху музы¬канта. Слепой музыкант испугался, схватил вора за руку, стал кричать:
— Люди! В ясный день, под золотыми лучами солнца человека грабят!
Не успел грабитель вытащить руку из-за пазухи музыканта, как сбежались люди и схватили его.
— Так хорошо одет, а кого вздумал грабить! — возмущались они. — Бедного слепого музыканта. Позор тебе! А пришелец и не думал выпускать из рук мешочек.
— Подумайте, откуда у этого паршивого слепца может быть столько денег? — кричал он. — Это мои деньги! Он у меня хотел их отнять! Народ ещё пуще возмутился.
— Мошенник, хочешь оклеветать бедного музыканта! — закричали люди и по¬вели его к нойону.
Выслушал нойон, что говорили ему люди, усадил слепого музыканта и стал допрашивать мошенника.
— Встань на колени! — приказал он. — Ты, презренный вор, среди ясного дня, под золотыми лучами солнца вздумал ограбить бедного слепого музыканта. Как смеешь ты так поступать, живя под властью своего милостивого владыки?
— Мой нойон, — ответил мошенник. — Я из самой благородной семьи. Мой отец — знатный человек. Зачем мне заниматься грязными делами? Неужели я стал бы грабить ничтожного музыканта и пятнать доброе имя своих родителей?
— Придётся и твоего негодного отца привлечь к ответу. Говори его имя! — за¬кричал нойон.
Вор посмотрел на нойона, чуть заметно подмигнул ему и сказал:
— Лицо моего отца бугристое, спина горбатая, а имя ему Старый Сребреник.
Нойон задумался. Долго молчал он, потом улыбнулся:
— Придётся завтра заняться вашим запутанным делом. И приказал посадить под замок слепого и вора, каждого в отдельности. Ночью вор попросил отвести его к нойону и дал ему взятку — тридцать серебряных монет с рельефной чеканкой на лицевой стороне.
Утром оба предстали перед нойоном. На этот раз он обрушил свой гнев на слепого музыканта.
— Презренный вор, как смел ты нарушить закон? Говори, что заставило тебя оклеветать честного человека? Музыкант ничего не ответил. Он сел и начал копать землю руками, изредка наклоняясь, словно прислушиваясь. «Что делает этот слепой чёрт?» — удивился нойон, а вслух спросил:
— Эй, вор, ты что, с ума сошёл? — Мой нойон, — ответил слепой музыкант. — Только вчера здесь говорил за¬кон. Сегодня закон онемел за тридцать сребреников, словно сквозь землю про¬валился. Вот я и рою, может, найду закон, а может быть, монеты…
*Нойон (монг.) — светский правитель в Монголии в период начиная со средних веков и заканчивая первой третью XX века
Лица коррупции
Школьники обсудили увиденную сценку и пришли к выводу, что зло, творимое людьми, имя которому коррупция ведет к деградации общества. Ежегодный ущерб от коррупционных преступлений в России составляет около 40 миллиардов рублей.
Ведущие рассказали об истории памятной даты (9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией), основных видах коррупционных деяний – взятках, злоупотреблении полномочиями, мошенничестве, растрате и фаворитизме.
Учащиеся работали в группах, рассматривали различные ситуации, делали выводы, о какой форме коррупции идет речь и каковы вредные последствия данного поступка, разгадывали ребусы и перефразировали крылатые выражения и известные высказывания.
— Нога ногу чешет (Рука руку моет)
— Владей одним долларом и не имей одного врага (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)
— Трудящийся имеет право стоять на свободе (Вор должен сидеть в тюрьме)
— С чемоданом или с волей завязывают (От сумы и от тюрьмы не зарекайся)
— На тебя подарком не угодишь (С меня взятки гладки)
— Чужая мафия тебя не ценит (Моя милиция меня бережёт)
Как бороться?
Школьники сформулировали выводы: коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновник, судья, администратор, депутат, экзаменатор, врач и т. д. Всеми ими движет один стимул – получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания.
Как с этим бороться? Не давать и не брать взятки; добиваться желаемых результатов на основе личной добропорядочности и предавать гласности случаи коррупции.
В завершение встречи школьники «развесили плоды» на двух деревьях — чёрном и колючем с названием «Коррупция», и зелёном, цветущем с названием «Закон».
Борьба с коррупцией – дело каждого. Прежде всего, надо начать с самого себя, и от окружающих требовать устранения коррупционных проявлений. Чем быстрее мы будем реагировать на эти проявления, тем справедливее будет наказание.
Автор: Наталья Николаева
Фото автора