Ко Дню шахтёра. Более 20 лет отработал проходчиком на шахте «Тацинская» Иван Цыбулин

За десять лет до начала Великой Отечественной войны в семье механизатора Семёна Матвеевича и доярки Марии Васильевны Цыбулиных из колхоза имени Сталина (предшественник колхоза «Ленинский путь» Зазерского сельсовета) родился сын. Родители думали, он станет продолжателем династии хлеборобов, но Иван выбрал для себя другой путь.

#РЕПОРТАЖ

«Ещё подростком меня посадили в трактор, обслуживал прицепное устройство, — вспоминает Иван Семёнович. – Потом перевели трактористом. Я был самоучка. На мою просьбу отправить на курсы председатель сказал: «Ты и так всё знаешь!»

Довелось молодому колхознику побыть и в должности помощника бригадира.

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АРМИИ И ВОЙНЕ

В 18 лет – повестка и служба в армии. Попал в г. Ковров Владимирской области. Деревенского мальчишку определили в радиотелеграфисты. Четыре месяца вместе с другими молодыми солдатиками изучал эту непростую науку. К концу учёбы «морзянку» знал назубок. Дисциплина в армии была железная, во главе стояли офицеры, прошедшие горнило Великой Отечественной войны.

У самого Ивана в памяти тоже остались события того времени. Ему было 11 лет, когда район оккупировали немцы. Насмотрелись тогда всякого. Жить приходилось в погребах, а в хатах хозяйничали фашисты. Ели, как говорится, подножный корм, пекли лепёшки из колючек.

Но самые тяжёлые воспоминания — о том, как на глазах у женщин и детишек казнили соседа Цыбулиных, Демьяна Резникова, укрывавшего у себя раненого красноармейца. Перед смертью мужчина перенёс большие муки от издевательств карателей.

События военного времени повлияли и на отношение рядового Ивана Цыбулина к своим обязанностям. Добросовестность и профессионализм были отмечены командованием. Во время испытаний нового оружия на военном полигоне именно нашему земляку доверили сопровождать высокое начальство.

«Мы находились на 30-метровой наблюдательной вышке. И вдруг мне показалось, что прямо на меня летит вертолёт. Я его увидел впервые и хотел бежать, но генерал успел поймать меня за шкирку и рявкнул: «Стоять», — вспоминает, смеясь, Иван Семёнович. – В тот день мне повезло увидеть маршалов Советского Союза Георгия Константиновича Жукова и Николая Александровича Булганина, которые и прибыли на этом вертолёте».

К ГРАЖДАНСКОЙ ЖИЗНИ И ТРУДУ

После демобилизации рядовой Цыбулин вернулся к обязанностям механизатора в родном колхозе. Но обстоятельства сложились так, что принял решение сменить вид деятельности. Недаром говорят: что Бог ни даёт, всё к лучшему.

Иван с женой и малолетним ребёнком переехали в Михайлов, где глава семейства устроился на шахту «Тацинская» проходчиком.

«Принимал меня на работу замдиректора Иван Васильевич Бабаков. Попал под начало известного бригадира, Почётного шахтёра Николая Павловича Агачёва. Очень строгий был товарищ, при приёме предупредил: «До первой пьянки — и вон из бригады», — рассказывает пенсионер. – А потом я стал его внештатным замом. Бригадир — в отпуск (на целых полтора месяца — прим. автора), я его подменяю. Случалось, что бригада под моим руководством показывала результаты выше, чем при Агачёве. Работа была пыльная, тяжёлая, но хорошо оплачиваемая. За месячную зарплату я смог купить дом в Михайлове».

На фотографии 60-х годов Иван Цыбулин (сидит в центре) вместе с другими шахтёрами на лечении по путёвкам головного шахтоуправления в Богураевском профилактории.

Со временем Иван Семёнович выстроил капитальный дом в хут. Зарубин. С супругой Раисой Александровной по-хозяйски обустроил подворье. Вырастили двоих детей. К сожалению, из-за серьёзного заболевания дочь Татьяна ушла из жизни в 40 с небольшим.

Сын Александр, несмотря на отговоры отца, всё-таки отработал 10 лет проходчиком на этой же шахте. По льготному стажу ушёл на пенсию с должности водителя БелАЗа «Руды».

ДАЙ БОГ ЗДОРОВЬЯ КАЖДОМУ!

Иван Семёнович, имея звания «Отличник соцсоревнования угольной промышленности» и «Ветеран труда», прекратил свою деятельность на шахте в 1980 году, отработав проходчиком больше 20 лет.

«Проходка — самое неблагодарное дело, вся черновая, подготовительная работа наша. Ну, и её делать надо было кому-то, — пояснил пенсионер. – На нашей шахте трудились многие, некоторые уже ушли из жизни. Дай Бог здоровья тем, кто жив: Николаю Афонину, Григорию Иваненко, Григорию Харитонову, Валерию Богаеву, Николаю Мышанскому и другим».

Сейчас 92-летний Иван Семёнович Цыбулин живёт в пос. Быстрогорский с сыном Александром и невесткой Лидией. Внимание и забота – это всё, что нужно пожилому человеку.

Сегодня нет в Тацинском районе действующих угольных шахт, и дело отцов и дедов потомкам продолжать негде. Да и интересы у детей и внуков сейчас совсем другие.

У Ивана Цыбулина — два внука и две внучки, они подарили дедушке шесть правнуков.

«Я жизнью доволен», — сказал, прощаясь с корреспондентом «РВ», Иван Семёнович Цыбулин. – Дай Бог дожить до таких лет каждому».

Текст: Любовь Воротынцева

Фото автора и из архива И.С. Цыбулина

Районные вести