«От пули всё сгорало за минуты»: тацинец рассказал, как возил опасный груз в Афганистане

15 февраля отмечается День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. 108 парней Тацинского района прошли дорогами Афганистана в 1979-1989 гг.

#РЕПОРТАЖ
Сергей Коротков (в центре) в день отправки в Афган. Фото из семейного архива

Шесть лет шла война в Афганистане, когда в апреле 1986 года призвали на срочную службу Сергея Короткова.

В учебку Сергей попал в Казахстан, посёлок Гвардейский. За несколько месяцев нашему земляку присвоили звание сержанта и перевели в Туркменистан, город Кушку, где находилась специальная учебная часть по подготовке военнослужащих для несения службы в ДРА. Здесь Сергею, как инструктору-водителю было доверено обучение молодых солдат мастерству вождения.

«На базе я встретил земляка Эдика Гринёва, который тоже был инструктором», — рассказывает Сергей Коротков.

ПРИКАЗЫ НЕ ОБСУЖДАЮТСЯ

В 1987 году поступил приказ о командировке за пределы страны, Сергей Викторович в составе отдельного автобатальона пробыл в Афганистане год.  В задачи военнослужащих входила перевозка горючего, снарядов и продовольствия. 

Командир отделения водитель Коротков управлял «наливником» — так называли «КамАЗ» с шестикубовой бочкой, в которой перевозили бензин и солярку.

«Это максимально опасный груз, хватает одной пули, чтобы всё сгорело в считанные минуты, — отмечает афганец. – Но Бог миловал. Один раз  наша колонна попала под обстрел, когда мы возвращались уже пустые. Духи подожгли первую и последнюю машины, вот тогда пришлось применить на практике всё, чему нас учили. Обошлось без жертв».

Сергей поясняет, что двигались они только колоннами, никаких сопровождающих не было (как в других частях). Гарантией безопасности служили зенитные установки, закреплённые на трёх «КамАЗах».

ТРАГЕДИЯ НА ПЕРЕВАЛЕ

До сих пор в памяти Сергея Короткова случай, произошедший на одном из перевалов. Колонна простояла трое суток, не имея возможности самостоятельно подняться из-за гололёда. На помощь пришли танкисты, они стали буксировать   технику за перевал.

Когда большая часть колонны была переправлена, танк не вернулся за очередным автомобилем, не могли найти и командира автомобильной роты. На поиски отправился «КамАЗ» с зениткой. Искорёженный взрывом танк обнаружили по дороге на перевал, рядом лежали растерзанные тела членов экипажа и командира автороты. 

«Это была его последняя командировка перед дембелем, уже и смена приехала, — говорит Сергей Викторович. – Дома ждала семья, двое детей».

Не совсем гладко прошла служба и для самого Сергея. Во время одной из командировок, когда колонна остановилась и наш земляк вышел из автомобиля, машина зенитчиков стала объезжать по обочине, что было строго запрещено (духи не могли заминировать бетонную дорогу и «заряжали» обочины), вот тут и прозвучал взрыв. Два месяца сержант Коротков восстанавливал здоровье в госпитале. Благодаря умелым действиям медиков удалось сложить раздробленную кость ноги.

В КИШЛАКАХ НЕ БЫЛО СВЕТА, ПАХАЛИ НА ВОЛАХ

Советский Союз выполнял в Афганистане в том числе и мирную миссию: в городах строились школы, больницы, жилые кварталы. Один из таких — Герат.

«Мы имели возможность видеть Герат сверху, город располагался в низине, — вспоминает мужчина. – Как красиво смотрелась правительственная зона, протянувшаяся через весь город – вся в огнях. А вокруг — чёрная территория, только вой собак. Картина неоднозначная, как из какого-то фильма».       

Небольшие кишлаки жили в нищете. В одном из них довелось побывать тацинцу. Электричество — только в здании сельсовета (и это 1987 год!), глиняные хибары местных жителей освещались керосиновыми лампами «летучая мышь». Военных пригласил к себе зажиточный местный житель.

«Комнаты были забиты японской техникой, дорогущими коврами. Спрашиваем: «Тебе это зачем? Всё равно электричества нет».  Отвечает: «Я же богатый, у меня должно быть всё», — вспоминает Сергей. —  А ещё местный богатей, уже имея двух жён, собирал калым на третью. Рядом в кишлаке жили бедные одинокие мужчины, не имеющие возможность жениться хотя бы раз. Без калыма нет любви! Вот такие обычаи».

Поражало советских солдат и то, что в век общей механизации землю афганцы пахали деревянной сохой на волах.

«В степи за Гератом жили пуштуны – древний народ, язык которого не понимали даже сами афганцы, — продолжает вспоминать ветеран боевых действий. – Вот они растили воинов с пелёнок. Малые пацанята стреляли лучше любого солдата».

Годы службы оставили у Сергея Короткова массу воспоминаний. За время службы наш земляк был удостоен медали «70 лет Вооружённых сил СССР»,  «От благодарного Афганского народа», «30 лет выполнения боевой задачи, окончания боевых действий и вывода Советских войск из Афганистана», грамоты Президиума Верховного Совета СССР и нескольких юбилейных медалей. В настоящее время ветеран труда работает  водителем в ПАО «Газпром».  

Ежегодно в день вывода войск из Афганистана, Сергей обязательно идёт на торжественный митинг, где встречается с другими афганцами, а  поговорить им есть о чём.

Районные вести