Тацинец Александр Вэздэуцану погиб 7 сентября 2024 года, выполняя воинский долг в зоне СВО. А 10 апреля в Тацинской школе №2 своему ученику открыли мемориальную доску.
За время участия в спецоперации Александр Валерьевич Вэздэуцану награждён медалями Суворова и Жукова.
Талантливому мальчишке из второй Тацинской (без которого не обходилось ни одно школьное представление) пророчили артистическое будущее. «Поступать только в театральное!» — советовали все в один голос.
А сам Александр хотел стать психологом.
«Саша у нас был образованный, воспитанный, в институте ему даже присвоили титул «Джентльмен», — рассказывает сестра бойца Евгения Бударина. – К маме на «Вы» обращался, у них сложились очень доверительные отношения. Да и я знала, что старший брат всегда мне поможет и защитит».
Мужчина предполагает, а военкомат располагает
В 2010 году Александр Вэздэуцану, как и другие выпускники школ, подал документы в вуз.
«Вечером вернулись из Ростова, а утром сыну вручили повестку в армию, — вспоминает мама Александра Елена Викторовна. — Я в слёзы, а Саша успокоил: «Пойду отслужу. Всё будет хорошо».
Срочную проходил в танковых войсках, в Каменске-Шахтинском. После демобилизации наверстал упущенное — получил диплом Таганрогского пединститута по специальности «Педагог-психолог».
«Сын хоть и был творческой личностью, но в старших классах мечтал работать психологом в МЧС, помогать пострадавшим», — говорит Елена.
Но пришлось вернуться в станицу, пошёл работать воспитателем в Тацинскую школу-интернат. Нашёл свою вторую половинку. У них с супругой Элианой родилась дочь Каролина.

Супруга Александра Вэздэуцану Элиана при любой возможности старалась навестить своего любимого, чтобы он знал, как его любят и ждут. Фото было сделано в Донецке.
Повреждения, не совместимые с жизнью
В октябре 2022 года жизнь нашего земляка резко изменилась – он добровольно подписал контракт для участия в СВО. Боевое слаживание «Молдаван» (позывной Александра) проходил на полигоне в ДНР. Во время бомбёжки Саша получил первое ранение.
«Брат помогал эвакуировать других бойцов и, только дойдя до деревни, понял, что обе ноги повреждены осколками», — рассказывает Женя.
После лечения в госпитале Волгограда и восстановления дома военнослужащий вновь встал в строй, попал в разведроту.
В апреле 2023-го Александр Вэздэуцану был ранен второй раз.
«Он не должен был идти на задание, но вторая бригада попросила помощи, и Саша вместе с «Физруком» — парнем из Ростова — согласились, — продолжает Евгения Бударина. — Был очень тяжёлый выход, на Сашиных глазах погиб товарищ. Брат пытался реанимировать Дениса, но это не помогло».
Когда «Молдаван» понял, что задержка может стоить жизни ему самому, оставил тело товарища, пообещав себе обязательно вернуться.
«Сын два дня добирался к своим, держался изо всех сил, а когда увидел ребят, рухнул, — поделилась сквозь слёзы мать бойца. — У него было сквозное ранение в лёгкое (прямо под сердцем) и пулевое в ногу».
Вспоминая те дни, родные признаются, что были уверены — с их близким человеком всё хорошо, он на задании. И только когда раздался звонок, и прозвучала любимая Сашина фраза: «Мам, это я! Руки, ноги на месте! Всё уже хорошо. Жить буду!» — поняли, что их мальчик был в самом пекле.
И опять по кругу – госпиталь, операционная, больничная палата, госпиталь, долгая реабилитация.

Мать героя спецоперации Елена Вэздэуцану (в центре) бережно хранит награды и портрет любимого сына. Она воспитала настоящего мужчину. Фото К.Корнилова
Нужно помнить и о живых
Реабилитация проходила сложно, психологическое состояние бойца из-за гибели друга было кризисным. Впервые за всё время он признавался, что не хочет возвращаться в зону спецоперации, но уже спустя неделю беспокоился: «Как там мои ребята? Я им нужен».
Из-за серьёзных ранений Александра хотели комиссовать (осталось только подписать документы, но он даже не стал их забирать), а вернулся в строй, чтобы сдержать обещание, данное родителям Дениса, эвакуировать тело их сына. В октябре Саша его выполнил, признавшись матери: «Я каждую косточку собрал».
В декабре 2023 года наши войска взяли Марьинку. Когда Александр Вэздэуцану увидел сюжет об Уроке мужества в Тацинском казачьем техникуме, где рассказывали о тех событиях, сожалел, что кадеты не знают, что именно ему, их земляку, доверили донести Российский флаг до назначенной высоты в освобождённом городе и установить его вместе с другими разведчиками. «О нас помнят, только когда мы гибнем, а нужно помнить пока мы живы», — сказал тогда Саша.
Плохое самочувствие бойца давало о себе знать. Командир разведгруппы Вэздэуцану, выполнив задачи, ради которых он пренебрёг своим здоровьем, был готов последовать рекомендациям врачей и уйти на отдых, но обстоятельства складывались против него. И всё это время он в составе особого штурмового отряда был там, где особенно горячо. Командование знало: то, что умеет делать Саша, не умеет никто. А разведчики были уверены: если с нами «Молдаван», они обязательно вернутся. Медицину он знал как никто другой.
Больше не вышел на связь
28 августа 2024 года Александр общался с родными в последний раз. Несмотря на неустойчивый сигнал, перезванивал раз за разом, чтобы успеть сказать: «Мам, я вас очень всех люблю». А потом — две недели неизвестности и надежд, которые оборвало сообщение, пересланное сослуживцами: «С передка передали, что «Молдаван» с «Липой» погибли от стрелкотни». Но подтверждения не было.
Два месяца родные потратили на поиски хоть какой-то информации. Всё это время они надеялись на лучшее, ведь их Сашка знал все тонкости ведения разведки и боевых действий, он хороший солдат. И только 26 октября 2024 года они получили официальное сообщение, что останки бойца доставлены в морг Ростова-на-Дону.
Похоронили Сашу Вэздэуцану — талантливого человека, хорошего разведчика, штурмовика от Бога (так отзывались о нём подчинённые) 1 ноября на станичном кладбище.