Прославивший свою малую родину — Тацинский район — Владимир Богдашин ушёл из жизни 23 июля 2021 года.
Это он бесстрашно шёл на таран американского крейсера «Йорктаун» в феврале 1988 года.
Это он каждый год бывал в Тацинском районе, навещал могилы родителей, встречался не только с родственниками и одноклассниками, но и с молодым поколением.
Это он никогда не приезжал без подарков: в районном музее хранится картина «Таран Богдашина».
Это он в 2019 году одним из первых стал Почётным жителем Тацинского района.
Это он долгие годы оставался добрым другом «Районных вестей», и никогда не забывал поздравить нас с праздниками.
«В Москве из-за последствий ковида умер человек-легенда советского и российского флота контр-адмирал Владимир Иванович Богдашин», — писал 23 июля 2021-го «Московский комсомолец». — В 1988 году он командовал сторожевым кораблем «Беззаветный», который, не применяя оружие, тараном, вытеснил из территориальных вод СССР американский».
В соцсетях «Вооруженные силы Российской Федерации» контр-адмирала Богдашина охарактеризовали «Человеком невероятной храбрости и чести, преданным профессии военного моряка». А в комментариях пользователи Сети назвали контр-адмирала гордостью нашего Флота и Вооруженных сил.
Последний раз Владимир Богдашин приезжал в Тацинский район в июне 2021 года.
Нам Вас не хватает, Владимир Иванович.
ВСПОМНИМ
КОМАНДИР «БЕЗЗАВЕТНОГО» НА МАЛОЙ РОДИНЕ
Публикация «Районных вестей» (№ 37 от 15 сентября 2016 года)
В минувшую субботу (10 сентября 2016 года – прим.автора) Владимир Богдашин принял участие в Дне земляков Дона в столице региона. Не смог адмирал не приехать в Тацинский район.
Здесь прошли детство и юность, здесь могилы родителей… В сопровождении главы Администрации Николая Кошелева Владимир Иванович посетил памятные места — мемориалы «Прорыв» и «Саланг», Скосырский школьный музей и Быстрогорскую школу, в которой обучался.
Малая родина Владимира Богдашина собрала в историко-краеведческом музее школьников и кадетов, чтобы познакомить с выдающимся земляком – пройтись по вехам жизни, услышать о военных подвигах знаменитого командира легендарного «Беззаветного».
Простым и доступным языком говорил он с подрастающим поколением. О жизни и учёбе, службе в военно-морском флоте и защите интересов России в Ливии, Сирии. В общей сложности Владимир Иванович около 16 лет командовал пятью кораблями, позднее работал в Главном штабе Вооружённых сил.
На вопрос старшеклассников «Каково было управлять крейсером «Москва»», Богдашин ответил: «Сложно. 1500 человек. Энергетическая установка — паровой котёл, топливо — мазут. Отсутствует система кондиционирования. Вахту нести в машинном отделении нужно при температуре 60 градусов. Палуба в жарких странах тоже разогревается до 70 градусов. Такие условия сплотили коллектив, времени на неуставные отношения и межнациональные конфликты не оставалось. Бездельников на кораблях не уважают. Корабль большой, идти нужно на ветер, чтобы могли взлететь вертолёты. Четыре боевых судна в воздухе, четыре готовятся».
ЧТО ЗАПОМНИЛОСЬ?
«Первый самостоятельный выход – выполнение боевого задания в Средиземном море. У берегов Италии вели слежение за американским авианосцем «Эйзенхауэр» (на борту 120 самолётов, 40% с ядерным вооружением). В советское время передвижение всех авианосцев держалось на контроле нашими кораблями, так как уничтожить их ракетными комплексами было невозможно.
В тяжелейших погодных условиях и на максимальных скоростях следования за авианосцем, времени для заправки топливом не оставалось. В районе о. Кипр оно закончилось. Танкер-заправщик за «Беззаветным» не успевал, корабли сопровождения ушли вперёд. Находиться в дрейфе нельзя. Корабль с неработающими двигателями начавшийся шторм выбросил бы на берег. К тому же потеря контакта с авианосцем рассматривалась как нарушение приказа — командира тут же отдали бы под суд. Оставался один выход – использовать мёртвый запас грязного топлива, который есть в каждом корабле и которое невозможно откачать насосом. Раздевшись до пояса, матросы вёдрами черпали дизельное топливо, оно подавалось на сепаратор, а уже чистое шло к одному из двигателей. Так, на одном двигателе, и продолжили выполнять задание. Наконец, уже в Эгейском море появился наш эсминец. Артиллерийским залпом привлекли его внимание и передали контакт с авианосцем. Можно было идти на заправку и отдых.
Но передышки не получилось. Успели только заправиться, как поступил новый приказ сняться и идти на помощь терпящему бедствие кораблю, выполнявшему боевые задачи у берегов Ливии», — рассказал Владимир Иванович.
СТРАШНО ЛИ БЫЛО ИДТИ НА ТАРАН?
«Много раз задают мне этот вопрос, и каждый раз затрудняюсь с ответом. Всё происходило на автомате. Все были на рабочих местах, выполняли свои задачи. Никто не надел спасательный жилет, так как мы были уверены в своём профессионализме. Стрелять было бессмысленно и неправильно, это могло спровоцировать начало венных действий.
Вы уже сегодня должны думать, планировать свою жизнь. Ошибки могут быть у всех, но, если они плановые, их легче исправить. Я первым был в своём классе из 30 человек, участвовал в юбилейном — сотом параде на Красной площади. Трижды у меня забирали военный билет, четыре раза возбуждали уголовные дела (потом отменяли)…
Считаю хорошей традицией кадетское образование. Вчера в Ростове мы открыли зал казачьей гвардейской славы. Вы выбрали замечательную профессию — служить Родине. Подчеркну: защищать необязательно! Патриотизм – вот самое главное!» — такими словами завершил выступление адмирал.
Тацинцы по праву могут гордиться Владимиром Богдашиным, который вырос в нашем районе. Это пример того, как героическая личность вышла из простой сельской семьи, как мы иногда выражаемся — из «глубинки», пережив босоногое детство и непростые периоды жизни. Обычный мальчишка. Став постарше, мечтал стать военным, посвятить себя именно морской службе. Сегодня, перелистывая биографию контр-адмирала, узнав его поближе, удивляешься тому, откуда в нём взялась такая сила воли, железный характер, стойкость и упорство, и в то же время прекрасные душевные качества – всё то, что называется жизненным стержнем? Воспитано в семье, дано природой, выработано годами? Как бы то ни было, детская мечта сбылась, он стал покорителем морей и океанов, и не только сам вырос профессионально, а воспитал и продолжает воспитывать огромную плеяду моряков. Владимир Иванович — пример мужества для молодого поколения.
ДОСЬЕ
Владимир Богдашин родился в 1952 году в Саратовской области. Когда ему исполнился год, семья переехала в Тацинскую. Осознание величия подвига танкистов-бадановцев и желание быть похожим на тех героев предопределило выбор Владимиром Ивановичем военной карьеры.
В 1969 году он окончил среднюю школу пос.Быстрогорского и поступил в Черноморское высшее военно-морское училище им. П.С. Нахимова в Севастополе. По окончании, в 1974 году продолжил службу на военных кораблях Черноморского флота. Прошёл путь от командира зенитно-ракетной батареи большого противолодочного корабля «Николаев» до заместителя командира дивизии кораблей Черноморского флота. В его послужном списке 25 лет в плавсоставе.
В 1983 году назначен командиром сторожевого корабля «Беззаветный». В 1988 году «Беззаветный» под командованием В.И. Богдашина вытеснил отряд боевых кораблей США из наших территориальных вод, протаранив американский крейсер «Йорктаун».
После окончания в 1990 году Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова – командир противолодочного авианесущего крейсера «Москва», в 1996 году – ракетного крейсера «Москва», сегодня это флагманский корабль Черноморского флота, его гордость.
В 1999 году стал заместителем начальника Центрального командного пункта ВМФ РФ по боевому управлению. В 2007 году уволен в запас.
С августа 2011 года и по нынешнее время – генеральный директор учебно-исследовательского центра Московской федерации профсоюзов.
Контр-адмирал Владимир Богдашин – заслуженный специалист Вооруженных Сил СССР. Награждён орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги» и пятнадцатью другими медалями.
В свободное время с удовольствием занимается охотой, плаванием и катается на лыжах. Но главное увлечение – конструирование яхт.
Автор: Наталья Игнатова