29 января 1886 года в Берлине Карл Бенц подал заявку на получение патента на изобретённый им трёхколёсный автомобиль. Эта дата считается днём рождения автомобиля.
66 лет назад с конвейера Горьковского автозавода сошла первая 21-я «Волга» — автомобиль, ставший культовым в СССР и постсоветской России. Мы встретились с владельцами легендарной машины.
КАКАЯ Ж «ВОЛГА» БЕЗ ОЛЕНЯ?
Стоит отметить для начала разговора, что судьба 21-й поистине уникальна и ни на что не похожа. «Волга» производилась почти 14 лет, пережила два рестайлинга и период безусловного доминирования в транспортном потоке на улицах городов Советского Союза.
— Я мечтал об автомобилях с 6 класса, — вспоминает Анатолий Игнатов из хут. Михайлов. – Поступил в 1963 году, после 8 класса, в Ростовский автодорожный техникум. Раньше, кроме полуторки и колхозной «Победы», других автомобилей не видел. В «Волгу» влюбился в Ростове. Проехал в такси на 21-й, машина понравилась ещё сильнее — и внешне, и посадка. И только в 2010 году купил, наконец, «Волгу» 1965 года выпуска голубого цвета. Она была не на ходу, практически со свалки.
Трудно поверить, что лоснящаяся сегодня чёрным лаком шикарная «Волга» когда-то была «при смерти». Сегодня, как и 58 лет назад, она пышет здоровьем и заводится с пол-оборота. Но чтобы восстановить раритет, понадобилось два года.
— Только кузов был не гнилой. Сначала я опасался, что запчастей не найду, — рассказывает Анатолий Александрович. – Но, когда вник, выяснилось, что и любителей ГАЗ-21 хватает, и деталей – тоже. Заменили крылья, короба, двигатель, обивку кресел, салона, потом покрасили.
На 21-й Игнатовы ездили в Ростов, на день станицы Ермаковская, участвовали в автопробеге ко Дню Победы.
— Считаю, что «Волга» — лучшая машина советского автопрома, — подытожил Анатолий Александрович
«ГАЗИК», «БОБИК», «ТРУЖЕНИК»!
— Мне повезло больше – свою белую 21-ю «Волгу» я купил у шахтёра в пос. Шолоховский, — объясняет Александр Берестовой из ст. Скосырская. — Моя мечта, да ещё и в прекрасном состоянии! Всё родное – колёса, диски, салон. Только обивку кресел поменял. На ней можно ехать хоть в Ростов. Очень комфортная. Впервые прокатился на машине председателя колхоза, он доверял нам мыть её на речке.
Опыт вождения Александр Александрович, как многие сельские мальчишки, приобрёл на мопеде и мотоцикле. За руль авто его посадил отец, тогда Саша и до педалей ещё не доставал.
— Отец был завхозом в Скосырской школе, ездил на бортовом ГАЗ-51А, — продолжает разговор Берестовой. — А я в 7 классе уже на уборке помогал, отвозил зерно от комбайна.
В 1987 году у Александра Берестового появился первый личный автомобиль, «Москвич-412», а потом уже – «Волга-3129», «Жигули-десятка», позже — иномарки.
— Когда был в Америке, по программе аграрного профиля в Северной Дакоте, жил в семье автогонщика. Он предложил посоревноваться на треке. Стали друг напротив друга на противоположных полосах трассы: выигрывает тот, кто догонит. Опыта у меня никакого! 10 минут гоняли, и он меня не догнал. Я вышел из машины, ноги тряслись, адреналин зашкаливал. А американцы кричат: «Раша, гуд!» — вспоминает Берестовой.
Сегодня в ретро-гараже Александра Александровича — «ГАЗ-69», «УАЗ» и, конечно, «Волга-21».
— Жалко с ними расставаться, — говорит автолюбитель. — Но и машины нового поколения – на электричестве, водороде – приветствую. Уверен: за ними будущее, когда-то они придут и к нам.
Автор: Наталья Николаева
Фото Н. Николаевой и из архива семьи Игнатовых