Ветеран Тацинского пищекомбината рассказала, почему никто не хотел идти в горячий цех

«Господь даёт ещё пожить»: ветеран труда Анна Бибикова из Тацинской отметила 90-летие.

#РЕПОРТАЖ
Фото из архива А. Бибиковой

На долю Анны Павловны, как и всех детей войны, выпали тяжёлые испытания немецкой оккупацией, голодом и непосильным трудом.

«Поэтому Господь и даёт мне ещё пожить, — рассуждает Анна Бибикова. – Как заболею, начинаю причитать: «Мамка, что ж ты брата Тимофея и сестру Надю забрала, а меня оставила сторожем! А потом думаю: «Не буду Бога гневить, значит, так надо!»

Малая родина – дорога в большую жизнь

Мало уже осталось тех, кто помнит, что в пяти километрах от хутора Свободного Ермаковского поселения был ещё один хутор с незамысловатым названием Тюрин. Здесь в семье Павла Петровича и Евдокии Ларионовны Санжаровых в 1935 году родился первенец – дочь Аннушка. 

«В 30-х годах люди искали лучшей доли в чужих краях, селились на свободных землях, — рассказывает Анна Павловна. — Приехала в Тацинский район из Чертковского и семья  моего отца. Батька познакомился с мамой, а потом и сошлись».

Сначала супруги жили в Тюрине, работали в колхозе «Трактор».  По словам Анны Павловны, когда Павел, бригадир фермы КРС, познакомился и сдружился с председателем по фамилии Удод, тот «перетянул» семью Санжаровых в хутор Свободный.

Будто было вчера

Страница биографии, связанная с военным детством, врезалась в память шестилетней девочки на всю жизнь.

«Я не помню вчерашнее и позавчерашнее, а то, что было 80 лет назад вижу как наяву, — делится пожилая женщина. —  О начале войны мы узнали по радио — колокол висел на столбе посредине улицы.  Всем хутором стояли и слушали. Тимофей был ещё грудной, у мамки на руках, мне исполнилось шесть, Надежде — четыре».

В первые дни войны отца забрали на фронт. Получили от него всего два письма, а потом была бумага из военкомата, где сообщалось, что «красноармеец Санжаров пропал без вести».

Семья пережила немецкую оккупацию. Женщины с детьми прятались в погребе, а в хате хозяйничали фашисты. Маленькой Ане особо врезался в память случай, когда зимой мать попыталась просушить на печке мокрые пелёнки Тимофея, а один из фашистов схватил ребёнка и бросил в сугроб. Малыша подняла по счастливой случайности стоявшая рядом бабушка. Больше женщины не выходили из своего убежища, а пелёнки Дуся сушила на своём теле.

Кто работает в поле, того два раза кормят

После войны Евдокия Ларионовна была разнорабочей. Пайки, что давали, на четверых не хватало, и женщина стала пухнуть с голоду.  Родственники посоветовали Анне попроситься в бригаду. «Тех, кто работает в поле, два раза кормят», — сообщили они.

Но худенькую 14-летнюю девчонку никто не хотел брать в помощники. Сжалился только тракторист Фалей Ипатьевич Прудников.

С молодости в  характере Анны Бибиковой проявлялись настойчивость, желание в труде быть лучшей, передовой, и это у неё получалось. Фото из архива А.Бибиковой

Землю пахали сутками. Нюся, сидя на плуге, очищала его от сорняков. Сложно было выдержать такой режим и не уснуть, чтобы не угодить под агрегат.  Напарник прижаливал девчонку: то остановится  и поможет бурьян убрать, то разрешит подремать позади своего сиденья.

«Трактор был вроде того, что стоит сегодня возле бывшей сельхозтехники», — поясняет ветеран труда.

 Довелось девушке и подменять заболевшую на ферме доярку. «Моя внучечка, у тебя ж руки попухнут!» — плакала бабушка.

Так и вышло, Аня старалась доить самостоятельно 13 коров, чтобы другие колхозницы не перехватили. Старательная была и добросовестная.

Жизнь семейная и трудовая

«Потом на меня нашёлся Василий Александрович, он родом из Казахстана, переехал жить в Тацинскую. Поженились, перебралась к нему, — вспоминает юбиляр. – Сначала жили вместе со свекровью, в комнате тесно, вдвоём не разойтись, но жили дружно. У нас с Васей родились Люба и Саша».

Трудилась Анна Павловна сначала в заготконторе, потом на элеваторе разнорабочей. «Бери больше – кидай дальше», — говорит пенсионерка о своих должностных обязанностях.

Самый большой стаж — 22 года — у Анны Бибиковой на пищекомбинате. Именно её руками варились знаменитые «Петушки», «Карандаши» и другие сладости: «В горячий цех никто особо идти не хотел. Летом на дворе 40 градусов, в помещении — ещё больше».  

Анна Павловна, перелистывая страницы семейного альбома, о каждой фотографии может рассказать целую историю жизни. Фото автора

На заслуженном отдыхе Анна Павловна занималась домом,  внуками. Во время возведения храма Рождества Пресвятой Богородицы в райцентре готовила строителям обеды. Сегодня здоровье уже не то, поэтому пришло время не отдавать, а принимать заботу и тепло от своих близких.

В 90-летний юбилей,  кроме дочери Любови и сына Александра,  именинницу поздравили четверо внуков: Наталья,  два Василия,  Кристина и четверо правнуков: Даша, Маша, Дима, Алиса, Катя, Тимур и  праправнучка Викуля.

Районные вести