Владимир Моломин из Жирнова три года служил на гидрографическом судне 

28 июля – День Военно-Морского Флота

#РЕПОРТАЖ

Владимир Моломин из Жирнова три года служил на гидрографическом судне. Официальным назначением судна было исследование океана, реальными целями — разведывательная деятельность.

«В команде корабля было 150 человек, 30-40 из них — срочники, остальные — военные спецы, разведчики»», — поясняет Владимир Моломин. 

Вперёдсмотрящий

В 70 годы отсрочки от армии студентам не давали, поэтому в 1974-м   первокурсник Ростовского автодорожного техникума Владимир Моломин, досрочно сдав сессию, отправился отдавать долг Родине. Попал на флот, в легендарный город Севастополь. Служить довелось на корабле «Кавказ» в бригаде особого назначения по специальности «сигнальщик» (вперёдсмотрящий). Основная задача матроса — следить за обстановкой и докладывать командованию.

«Большим испытанием стали вахты во время шторма, когда ты на верхней палубе один на один со стихией, — вспоминает Владимир Анатольевич. – Одно неловкое движение, и ты за бортом. Не поможет и верёвочная страховка».

Морская закалка

Первый шторм в три балла лишил парня из донских степей аппетита, сна и отдыха. Но потом морская качка вошла в привычку. И когда в Эгейском море корабль попал в пятибалльный шторм, а в Средиземном — в восьмибалльный, особых проблем уже не возникало.

За время службы наш земляк побывал в Сирии, Гвинее, на Кубе и других странах.

В обязанности матросов, в том числе и Владимира Моломина, входило круглосуточное несение вахты перед трапом, когда корабль стоял на базе.

«Задания выполняли серьёзные. Именно наша команда фиксировала параметры нового американского оружия во время испытаний на мысе Канаверал во Флориде и на острове Вознесения», — говорит ветеран ВМФ.

Рядом служили парни из разных республик СССР — Украины, Молдавии, Грузии, Латвии и Башкирии. В замкнутом пространстве находились по полгода, и никаких разногласий не случалось.

Промышляли моряки и рыбной ловлей. Для этого не нужно было каких-то особых приспособлений, голодная рыба заглатывала даже пустой крючок. Добычей Владимира (справа) и его товарищей  однажды стала акула, которую после фотосессии  выбросили за борт.  

Яркие впечатления оставил День Нептуна, который отмечали при пересечении  экватора. Новичков посвящали в моряки, устраивали купание в бассейне с морской водой прямо на борту 150-метрового судна. Каждый раз это было весёлое театрализованное представление, участниками которого становилась вся команда судна.

«У одного из моих сослуживцев родственница работала в театре, снабдила костюмами и реквизитом, поэтому мы разыгрывали целый спектакль», — рассказывает моряк со стажем.  

В семье Моломиных до сих пор хранится шуточная грамота Владимира, а в дембельском альбоме запечатлена целая жизнь с армейскими буднями и отдыхом в разных уголках земного шара. Есть в арсенале Владимира Анатольевича и значок «За дальний поход».

«В начале службы я переживал, что служить три года. Когда уходил в армию, мои одногодки были ещё дома, а когда вернулся, они уже дома, — улыбается Владимир Анатольевич.  – Но я не жалею, впечатлений хватило на всю жизнь».

После демобилизации Владимир Моломин окончил техникум, создал семью. С супругой Любовью Дмитриевной воспитали сына и дочь.               

Вся трудовая деятельность прошла в «Рудоуправлении» (позже ОАО «Руда», сегодня – «Рускальк»), начинал водителем 110-тонника «БеЛАЗа», на пенсию ушёл с должности механика.   

Жирновское рудоуправление неоднократно выступало победителем районного соцсоревнования, весомый вклад в победу вносил и водитель 110-тонного «БелАЗа» Владимир Моломин. Об этом в 1990 году писала старшая сестра «Районных вестей» — газета «Свет Октября».

Находясь на заслуженном отдыхе, Моломины, как раз-таки не любят отдыхать. Весь день в заботах: сад, огород, работа во дворе, который смело можно назвать образцовым.

Годы службы Владимир Анатольевич вспоминает часто. А когда появился интернет, с интересом нашёл информацию о своём корабле «Кавказ» и его брате-близнеце «Крым» (в советском флоте было только два таких судна, — прим. автора). Спустя несколько лет после демобилизации нашего земляка корабли перевели в статус «военных», поменяв, в том числе, и названия. А в 1995 году, когда пришёл срок, их списали и утилизировали. Кораблей нет, но осталась история Военно-Морского Флота, в которую вписаны и страницы о славном пути «Кавказа» и «Крыма». 

За плечами Владимира Моломина долгая, полная событиями жизнь. Что-то из задуманного удалось реализовать, что-то так и осталось в планах, но наш земляк может смело сказать, что прожил жизнь честно, в труде и заботе о семье. Ведь закалку в молодые годы получил на службе в Военно-Морском Флоте.

Пытался Владимир Моломин через соцсети найти информацию о своих сослуживцах, с которыми связывала армейская дружба, но попытки не увенчались успехом.

День ВМФ мужчина особо не празднует, но на протяжении многих лет его пожилой сосед Василий Пантелеевич Пиркин, тоже ветеран Военно-Морского Флота, ранним утром приходил поздравлять коллегу. Конечно же, выпивали по чарочке за такой знаменательный день. Не менял Василий Пантелеевич традицию до своих 90 лет, пока его не стало.

«Я знаю, что ребята из нашего посёлка Виктор Гарбузов и Виктор Ганин тоже служили в ВМФ», — поясняет Владимир. 

На вопрос: «Рассказывал ли он о годах своей службы внукам?», Владимир Анатольевич признался, что пока не доводилось, но сделать это никогда не поздно.  Руслану, Егору, Дарине, Полине и Ярославу полезно будет узнать,  в каких странах побывал их дед, что  видел интересного, тем более в альбоме есть яркие иллюстрации  армейской службы. Можно это сделать уже сегодня, 28 июля, в день ВМФ.

Автор: Любовь Ольховатова. Фото автора и из альбома В. Маломина

Районные вести