Жирновский пенсионер рассказал, как ему делали операцию без наркоза

Ивану Апраксимову шёл пятый год, когда началась война.

#РЕПОРТАЖ
Фото автора

Немцы пришли в хутор, где Иван жил с матерью и двумя сёстрами, в 1942 году. Наши войска освободили территорию в январе 1943-го.  Женщины с малолетними детьми, весной стали готовиться к севу, впрягаясь в плуги, вместо лошадей. тракторов.

«В 44–м мы уже жили в хут. Красном Тацинского района, и с мамкой расчищали поле от бурьяна. Я собирал патроны и другие железяки, складывал в кучки, а потом приезжали военные с аэродрома и взрывали их здесь – на месте», — вспоминает Иван Миронович.  

Один из таких дней закончился для мальчишки трагедией, в его руках разорвался снаряд и искалечил кисть. 

«В тацинской больнице меня прооперировал военный хирург из Морозовска. Без наркоза, — вспоминает Иван Апраксимов. — Было страшно больно. Намучился, полтора суток проспал. В школу опоздал, но  мамка на почте работала, была  грамотная, научила читать и писать».

В 1953 году по настоянию директора Ермаковской школы Николая Ивановича Рубашкина Ваня пошёл в пятый класс, жил в станице в интернате, но потом вынужден был бросить. Как говорит пожилой человек, одежонку нашли, а вот есть нечего было совсем.

«Я имел только два учебника – немецкий и русский. Остальные не нужны – на уроке послушал и всё запомнил, — делится Иван Миронович. — Немцев ненавидел за то, что напали на нас, а русских не любил за то, что допустили фашистов до Москвы».

Директор приезжал в семью Апраксимовых три раза, но не уговорил вернуться к учению, подростку надо было работать, чтобы прокормиться.

ВСЯ ЖИЗНЬ В ТРУДЕ

Семья уже жила в хут. Пуличеве, а работали на ферме в хут. Красном — пасли колхозных и хозяйских коров, овец (председатель разрешил подработать и деньги с частников брать себе) . Стадо доходило до 480 голов. Когда зажили чуть лучше, Иван окончил курсы трактористов и 32 года «рулил» железным конём в колхозе «40 лет Октября».

Четыре года был звеньевым в «Плодопитомнике», под его началом трудились   четыре тракториста и 15 работниц, обрабатывали 171 гектар сада.  

«Всё делал по уму, потом ушёл в егеря, где отработал 15 лет, — поясняет пожилой человек. — Боролись с браконьерами, лично я конфисковал  47 ружей».

Более 20 лет назад Иван Миронович вместе с супругой перебрались поближе к сыну Алексею в Жирнов. У Алексея Ивановича  здесь  своё фермерское хозяйство.

Свою судьбу Иван Миронович Апраксимов называет тяжёлой, но и сегодня пенсионер держится, следит за событиями в мире, неравнодушен к жизни посёлка и района, ведь здесь прошла его жизнь. 

Районные вести