Жительница Казахстана разыскала могилу погибшего в войну на тацинской земле деда

Более 80 лет прах Нуртая Кыдырбекова покоится на Новоандреевском кладбище

#РЕПОРТАЖ

Многие годы Нуртай Кыдырбеков считался пропавшим без вести. Лишь после того, как были рассекречены госархивы, потомки красноармейца узнали о его судьбе и установили место захоронения.

Возле районного музея Баян Нуртаеву встретил глава администрации Тацинского поселения Александр Вакулич. Несмотря на усталость после дальней дороги, гостья воспользовалась приглашением ознакомиться с экспозициями.

«К сожалению, у нас про дедушку очень мало информации, — рассказывает внучка Баян Нуртаева. — Он родился 1908 году в Семипалатинской области. В начале февраля 1942-го, в возрасте 34 лет, был призван на фронт. Бабушка Тажен Машрапова, ждавшая появления на свет моего отца, осталась беременная на девятом месяце с тремя маленькими дочерьми на руках и свекровью».

От родственников Баян Сейтбековна слышала: дед знал, что у него родился сын.

«Но в целом бабушка не говорила о дедушке, так как после войны её по казахским обычаям выдали замуж. И тема эта была раз и навсегда закрыта, — подчеркивает Баян. —  Моего папу Сейтбека Нуртаева воспитал его второй отец. Сестры его тоже были в войну маленькими и потому ничего не помнили».

ПИСЬМО НА АРАБСКОМ ЯЗЫКЕ

Но есть и доподлинно известные факты. Кроме Нуртая, из семьи Кыдырбековых на защиту Отечества призвали его младшего брата Агзама 1913 года рождения. Он был женат, но детьми не успел обзавестись.

«Нам известно и о том, что получали вести с фронта, — продолжает Баян. – Приходило письмо от Агзама, написанное на арабском языке. Казахи в основном писали на нём, хотя к тому времени официально уже перешли на кириллицу».

Агзам воевал на Псковщине и под Сталинградом, где и сложил голову. Его могила находится на территории Волгоградской области. Родной же брат Нуртай обрел вечный покой в нашем районе.

Нуртай Кыдырбеков умер от ран 14 февраля 1943-го. Последнее место службы красноармейца — полевой подвижный госпиталь №1001. Фото из архива Б. Нуртаевой

«То, что дедушка погиб в Тацинской, мы установили ещё до пандемии, — вспоминает Баян Сейтбековна. – Очень хотели приехать сразу, но из-за введённых ограничений не удалось. Что этому предшествовало? Многочисленные обращения в архивы, поиск документов в интернете. Большую помощь там, в Казахстане, оказали волонтеры».

А дальше помогли Его Величество случай и, на первый взгляд, совсем уж посторонние, но поистине сердечные и неравнодушные люди. Баян Нуртаева, по должности руководитель Отдела культуры, развития языков, физической культуры и спорта города Караганды, буквально напросилась в рабочую командировку в Российскую Федерацию на празднование 160-летия Московского зоопарка.

Его директор по просьбе гостьи из Казахстана связался со своим коллегой из Ростова-на-Дону. Тот обратился за помощью к председателю регионального отделения Союза женщин России Ларисе Тутовой. А она в свою очередь – к председателю женсовета Тацинского района Татьяне Харитоновой…

В ГОРЛЕ – СЛЁЗЫ, В ВОЗДУХЕ — ТИШИНА

Из Москвы в Тацинскую Баян Сейтбековна старалась попасть как можно скорее. Предпочла такси. В районном музее гостью, кроме Татьяны Харитоновой, встретили глава администрации Тацинского поселения Александр Вакулич и историк-краевед Андрей Харитонов.

После экскурсии по залам музея, которую провела директор Светлана Карташова, для Баян Нуртаевой настал, пожалуй, один из самых важных моментов в её жизни. В сопровождении тацинцев она приехала на Новоандреевское кладбище. Дрожащей рукой женщина прикоснулась к чёрному обелиску. Она изо всех сил сдерживала слёзы. В воздухе повисла тишина.

Первой её нарушила сама Баян. Она сказала, что благодарна нашим землякам за то, что поддерживают в порядке захоронение. А значит – сохраняют память о погребённых здесь. Пообещала, что при первой возможности привезет в Тацинскую внуков. 

Баян Сейтбековна глубоко благодарна тацинцам за то, что поддерживают в порядке братское захоронение на Новоандреевском кладбище. Ведь здесь покоится прах её деда — Нуртая Кыдырбекова.

Баян Нуртаева высыпала на могилу деда горсть родной земли из Казахстана. Несколько комков взяла с собой с Новоандреевского кладбища.

«Эту тацинскую землю я рассыплю на могиле бабушки. Хочется верить, что тогда их души воссоединятся и упокоятся с миром», — добавила Баян Сейтбековна напоследок.

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Лариса ТУТОВА, председатель Ростовского регионального отделения Союза женщин России, депутат Госдумы:

— В 2025 году мы отметим 80-летие Великой Победы. До сих пор тысячи добровольцев трудятся над тем, чтобы вернуть из безвестия как можно больше имён советских воинов: участвуют в поисковых экспедициях, работают с электронными базами данных, позволяющими установить личности и боевой путь бойцов.

Мыслью о торжестве мира жили наши деды и прадеды, стоявшие за каждую пядь родной земли. Они выстояли в те тяжёлые годы, сохранив Родину свободной, независимой и сильной. Их подвиг, подвиг всего советского народа в Великой Отечественной войне является примером стойкости, мужества и героизма».

Татьяна ХАРИТОНОВА, председатель женсовета Тацинского района, директор Межпоселенческой центральной библиотеки:

— История Баян Нуртаевой очень трогательная. Кроме того, что мы коллеги (обе работаем в сфере культуры), нас и наши народы — русский и казахский — объединяет нечто большее: стремление сохранить и передать последующим поколениям память о Великой Отечественной войне, помочь родным павших воинов установить их судьбу, определить место захоронения.

Уезжала Баян Сейтбековна умиротворенной, ведь теперь, спустя более 80 лет, её семья воссоединилась. Пообещала вернуться вновь, привезти внуков, показать, где покоится их прапрадед. На память мы подарили гостье книгу Андрея Харитонова «Тацинский танковый рейд 1942».

Автор: Диана Огнева. Фото автора

Районные вести