Во всем мире все больше становится число компаний для которых получение прибыли является не единственной целью. Они — часть импакт-экономики (от английского слова impact-воздействие), в которой одинаковы важны финансовый результат, экологический и социальный эффекты. В России таких компаний немало. Об этом информирует Российская газета.
Как работает импакт-экономика
Существует множество областей социально ответственного бизнеса, в которых часто путаются. Например, есть социальные предприниматели, которые обеспечивают работой инвалидов, пенсионеров и родителей с детьми.
Существует корпоративная социальная ответственность (КСО) — концепция развития компаниями экологических и социальных проектов, учитывающих интересы их сотрудников и общества в целом; ESG-стратегии -широкий подход к устойчивому развитию, учитывающий экологические, социальные и управленческие принципы.
Тоже время проекты в области КСО и ESG являются дополнительными, неосновными видами деятельности. Эти проекты обычно направлены на управление рисками или минимизацию ущерба. Импакт-проекты, напротив, направлены на достижение экологических или социальных результатов. Для них это основная деятельность, от которой они получают доход. Эксперты отмечают, что импакт-экономика не противоречит повестке ESG, а дополняет ее.
Понятие импакт-инвестиций впервые ввел Фонд Рокфеллера в 2008 году. Глобальная сеть импакт-инвестирования определила критерии отнесения бизнеса к категории импакт-экономики. Во-первых, социальные или экологические цели, которые должны быть достигнуты, должны быть заранее определены и поддаваться измерению. Также важна рентабельность инвестиций и соотношение между социальным/экологическим воздействием и прибылью.
Аналитики Technavio прогнозируют, что объем рынка инвестиций в импакт-инвестиции удвоятся в период с 2022 по 2027 год превысит 1 триллион долларов США к 2028 году. Аналитики считают, что такая динамика будет обеспечена растущим интересом корпораций к экологическим и социальным вопросам. По их словам, никогда еще бизнес и сообщества не были так привержены делу защиты окружающей среды.
Это связано с тем, что проекты влияния, как и другие проекты, уязвимы к кризисам и геополитическим влияниям: по данным Impact Hub Moscow, в 2022 году инвестиции в стартапы влияния по всему миру упали на 25%. Компании со зрелыми ESG-стратегиями сосредотачиваются на существующих проектах.
Однако снижение на четверть меньше, чем падение общего объема венчурных инвестиций на 36 % в 2022 году, по данным Zerno Ventures, которая отмечает, что импакт-стартапы более устойчивы к кризисам. В России 29% венчурных сделок приходится на импакт-стартапы, из которых только 3% имеют подтвержденный импакт-компонент, а остальные-потенциальный. Как объясняют в фонде, этот разрыв свидетельствует о том, что существует ряд стартапов, которые не полностью реализовали свой потенциал воздействия, но могут его повысить. В частности, растет интерес к таким антикризисным направлениям воздействия, как перепродажа (новые и подержанные товары) и совместное использование (коммунальное потребление).
Примеры импакт-бизнеса
Среди импакт-стартапов встречаются разные проекты. Например, производитель автоматизированных вертикальных ферм и круглогодичных теплиц — благодаря им можно в городской среде выращивать овощи, ягоды и зелень. Другой пример — разработчик b2b-платформы по вывозу мусора и вторсырья, которая агрегирует исполнителей, заказчиков и пункты переработки вторичного сырья и позволяет эффективно управлять отходами.
Один из выпускников программы Impact Hub Moscow предлагает экологичные, безотходные и энергоэффективные решения для офисных помещений и производственных предприятий.
Другой проект — производитель сумок и рюкзаков из переработанных материалов. В качестве материалов используются баннеры, тенты для грузовиков, паруса для яхт и даже обычные пакеты. Эти изделия не только по качеству долговечности, но и по внешнему виду сопоставимы с обычными товарами.
Производители одежды и аксессуаров одними из первых в мире начали развивать импакт-инвестиции, то есть инвестиции, приносящие доход от продукции, которая также приносит экологическую и социальную пользу. Один из пионеров-американский производитель одежды и снаряжения для активных видов спорта и треккинга. Компания использует органический хлопок, переработанный полиэстер и гуманный пух. Основатель компании известен своей заботой об окружающей среде и неоднократно заявлял, что»бизнес может приносить прибыль, делая добро».
Производители продуктов питания также учитывают влияние на окружающую среду. Например, основатели компании по производству мяса на растительной основе считают, что такие альтернативы безопасны как для здоровья человека, так и для окружающей среды. Проект стал публичным в 2019 году и привлек множество частных инвестиций, в том числе от знаменитостей — например, Билла Гейтса.
Согласно исследованию Глобальной сеть импакт-инвесторов в 2023 году почти треть глобальных инвестиций в социальное воздействие была сосредоточена в США и Канаде. На Западную, Северную и Южную Европу приходилось 23%, а на Восточную Европу, Россию и Центральную Азию — 6%. Наибольший объем импакт-инвестиций пришелся на энергетику (17%), финансовые услуги (13%) и здравоохранение (9%).
При этом 67% проектов оценивали свое влияние на основе заранее определенных показателей, 63% сравнивали свое влияние с ранее полученными результатами других инициатив и 35% сравнивали масштаб и влияние экологических или социальных проблем.
В то же время возникает вопрос о том, как измерить импакт. На этот момент обращают внимание и российские эксперты. В частности, в Общественной палате РФ отмечают, что пока не существует не только правовой базы для развития импакт-экономики, но понятийного аппарата и терминологии. Это означает, что любая компания может называть себя импакт-ориентированной, но на самом деле она может быть больше заинтересована в продвижении себя и привлечении быстрых инвестиций, чем в заботе об окружающей среде.
Автор: Екатерина Мамаева