Верховный суд Российской Федерации выдал пояснение относительно одного из наиболее острых вопросов для граждан: как поступить в случае, если мошенники по телефону взяли кредит на имя гражданина. По мнению специалистов, количество таких кредитов с признаками мошенничества возросло до 800 тысяч, оценка в рублях идет на сотни миллиардов. В Российской газете рассказывают, на чьей стороне будет Верховный суд.
Чаще всего такие кредиты оформляют через интернет. Для этого банк попросит ввести ключ в мобильном приложении или отправить код в сообщении. На данный момент это популярный метод мошенников, которые часто выдают себя за сотрудников финансовых учреждений. Раньше пострадавшему приходилось погашать такой долг, но Верховный суд РФ начал менять практику, все чаще поддерживая потребителей в таких спорах.
Пример мошенничества с последующим судом
В Российской газете привели пример одной женщины, которая стала жертвой мошенников и оказалась должна банкам более 1 млн. рублей.
Мошенники действовали по стандартной схеме, оформив займы через приложение банка. Женщина хоть и в процессе поняла, что это обман, но банк проигнорировал ее запрос остановить процедуру.
Гражданка обратилась в полицию и райсуд признал договоры недействительными и указал на несоблюдение банком условий, по которым предоставляется услуга.
Апелляция от банка это решение отменила и заявила, что, поскольку договоры заключили дистанционно, то все документы заемщица подписала собственноручно через коды, направленные банком.
Гражданка пошла в Верховный суд. Специалисты оспорили аппеляцию, обратившись к закону «О защите прав потребителей». Также Верховный суд напомнил и об определении Конституционного суда (от 13.10.2022 N 2669-0). В нем сказано, что при телефонном мошенничестве такие сделки оспариваются как «совершенные под влиянием обмана третьим лицом». Значит, суду надо исследовать добросовестность банков при оформлении дистанционного кредита. ВС направил дело на новое рассмотрение. Решение райсуда оставили без изменений.