В России каждая пятая компания пострадала от дипфейков

Такие выводы приводит «Российская газета» на основании предоставленных ей результатов совместного исследования MTS AI и Б1.

#НОВОСТИ

Дипфейки — технологии, когда преступники с помощью ИИ подделывают голос или изображение и выдают себя за доверенных лиц с целью получения выгоды, все более распространены.

Согласно данным исследования, наиболее потенциально опасным каналом в этом отношении являются мессенджеры, а наименее опасным — социальные сети. Наибольшей проблемой стал именно аудиоспуфинг -так называют подделку голосу коллеги или руководителя, сгенерированную ИИ.

79% представителей российского бизнеса, участвовавших в исследовании, отметили, что подмена голоса начальника является самой серьезной угрозой. И это не случайность: звонки (в особенности через мессенджеры) и голосовые сообщения — самый популярный вид деловой коммуникации в России. Социальные сети бизнесом практически не используются, а корпоративные почтовые сервисы, как правило, надежно защищены сервисами служб безопасности.

Примеров успешных атак на бизнес с использованием дипфейков в минувшем году накопилось достаточно. В 2024 году транснациональная компания, работающая в Гонконге, потеряла 25,6 млн долларов из-за мошенничества при проведении видеоконференции. В ОАЭ с помощью имитации голоса одного из руководителей банка было похищено 35 млн долларов, а в Китае зафиксированы случаи хищений в размере сотен тысяч долларов с помощью поддельных видеоконференций.

В России также участились случаи атак через мессенджер Telegram, когда мошенники создают поддельные аккаунты руководителей компаний для получения конфиденциальной информации и осуществления несанкционированных переводов средств. Помимо этого, есть отдельные случаи, когда злоумышленники создают дипфейк-видео, якобы записанные от лица коллеги, и рассылают их с целью выманивания денег у других сотрудников.

Уровень защиты компаний от подобных угроз остается крайне низким — только 3% представителей бизнеса полностью уверены в безопасности своих предприятий, 13% признают, что не смогут защититься в случае спуфинг-атак, а 38% испытывают сомнения в готовности к ним

Главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов считает, что дипфейки вместе с социальной инженерией стали серьезной и актуальной проблемой не только для бизнеса, но и для частных лиц.

РГ приводит мнение руководителя портфеля продуктов VisionLabs Татьяны Дешкиной. Она говорит, что речь идет о десятках тысяч атак на корпоративный сектор и физлиц в 2024 году, которые в текущем году могут превратиться в сотни тысяч, потому что данная технология, как и остальной генеративный искусственный интеллект, стремительно развивается. Качество созданного контента растет, а получить доступ к программам генерации голоса и видео становится проще и проще.

Татьяна Дешкина считает еще одной проблемой — создание порнографических дипфейков — ущерб от которых сложно определить. Из-за этических аспектов пострадавшие не всегда готовы обратиться в правоохранительные органы, поэтому злоумышленники безнаказанно могут совершить тысячи таких действий, прежде чем их обнаружат.

Специалисты уже начали разрабатывать способы выявления фальшивых голосов, опираясь на то, что при генерации звуков часто не учитываются особенности реального речевого аппарата, но самая надежная защита — это соблюдение принципов киберосознанности, то есть культуры безопасного поведения, в которой человек ежедневно осознает свою ответственность за сохранность денег и данных и предпринимает необходимые действия для их защиты.

Руководителя Trust&Safety Wildberries & Russ Игорь Сомов дал советы в качестве эксперта РГ:

  • Использование альтернативного канала связи для проверки голосовых сообщений (связаться с этим человеком через другой сервис или позвонить с другого номера);
  • Контрольные вопросы (личный вопрос, ответ на который точно известен только вам двоим);
  • Коммуникация только по официальным каналам. При общении с компаниями (банками, интернет-магазинами, службами доставки и т. д.) пользуйтесь только официальными контактами, указанными на их официальных сайтах или в официальных приложениях.
  • Ограничение доступа к личным материалам. Старайтесь не выкладывать в свободный доступ видео, аудиозаписи и другие материалы, по которым может быть сгенерирован ваш образ или голос. Если это нужно по работе или для общения в соцсетях, настраивайте приватность и доступ только для близких или проверенных людей.

Фото сайта https://www.freepik.com

Районные вести