«Для меня Тацинская – Центр Вселенной», — говорит ведущий научный сотрудник лаборатории Космических лучей Полярного геофизического института.
«Полярный геофизический институт (ПГИ), где я работаю, занимается изучением геофизических процессов в Арктике», — рассказал читателям «РВ» Юрий Балабин.
Изучаем распространение и прохождение радиоволн в полярной шапке, атмосферу Арктики, ионосферу (атмосфера на высотах 50-200 км), северные сияния и космические лучи (КЛ). Вот в лаборатории КЛ я работаю.
В космос не летаем, всё измеряем на земле
На Шпицбергене ПГИ имеет свою базу, где вышеперечисленные процессы изучаются параллельно материковым. Наша лаборатория имеет на Шпице нейтронный монитор – это основной наш прибор. Ну и куча разных вспомогательных: для мягкой компоненты, для жесткой компоненты, для заряженной и пр. Едучи на Шпиц, мы едем делать ВСЁ! И копать канавы, и красить, и паять, и чинить аппаратуру, и провести геодезическую съемку. Потому что институт не может посылать по каждой работе специалистов; приехавшие делают всё сами на своем приборе!

Научно-экспедиционная база находится в пос. Баренцбург (Шпицберген). На крыльце базы, где и живём, и работаем. Фото предоставлено Ю.Балабиным
Все хотят в Центр Вселенной!
Всей нашей семье нравится в Тацинской. Я её называю Центр Вселенной. Чадам не интересен Ростов, не тянет на море. В деревне на вольном воздухе провести три месяца лета лучше, чем 10-20 дней на море. Все хотят в Центр Вселенной.
Находясь в Тацинской, местную газету читаю. В той части, что рассказывает о рядовой жизни людей и района. Всякие отчёты, постановления и прочий официоз перелистываю. Понятно, необходимо публиковать и такой материал, мне он не нужен. Сам я не имею в соцсетях аккаунтов, по «тырнетам» хожу редко (мне хватает чтива по работе), а жена подписана на новости из Тацинской, посматривает, интересное мне показывает или сообщает.
Жить на Севере удобно
Живу (живём) просто и скучно: дом-работа. Зимой да в полярную ночь с вероятностью 99% я или на работе, или дома. Работа – это анализ результатов экспериментов, осмысление их и разработка новых экспериментов для подтверждения или опровержения выводов. Ну и написание по всему этому статей в журналы.
Долгими зимними вечерами (солнце не восходит, вечер и ночь все 24 часа) люблю делать домашнюю мебель. Кроме одного стула и шведской стенки всё остальное в квартире сделано мной. Конечно, жена помогает, да и чады тоже. Может, где чуть не идеально, зато сделано по своему проекту и точно под потребности. Кресло или кровать той ширины и глубины, как мне хочется, а тумбочка точно занимает простенок.
Жить на Севере удобно. Работа у меня кабинетная, а кабинеты везде одинаковые: унылые и скучные коробки что на юге, что на севере. Зато Север обеспечивает отпуск в три месяца. А еще есть северная льгота: оплата проезда к месту отдыха во время отпуска. Проезд-перелет составляет более двух третей всех расходов. Мы льготой активно пользуемся, побывали всей семьей в Калининграде, Барнауле, Иркутске, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском.
Мне хватает прочтения заголовков
Я аполитичный и замкнутый человек. Скорее, по складу характера. У нас нет дома ТВ и радио (живо ли оно вообще?), не читаю новости в «тырнете», где в 90% случаев фактическое содержание новостной статьи (удален предлог «в») целиком находится в заголовке. Так что мне хватает прочтения заголовков, пока проверяю почту, чтобы узнать главное: началась ли третья мировая, не напали ли на Землю марсиянцы. Повлиять не могу никак на политические решения и мировые процессы, они превосходят и мои способности понимания, и масштабы осмысления, а просто возмущаться или нервничать не вижу смысла.
С началом СВО российское научное сообщество (и в целом интеллигенция) разделилось на два противоположных лагеря: «за» и «против» войны. Несмотря на то, что границы этих лагерей размыты, между ними идет непримиримая, хотя пока бескровная, война. Я в лагере «за».

«Находясь в Тацинской в отпуске, местную газету читаю. В той части, что рассказывает о рядовой жизни людей и района, — говорит кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории Космических лучей Полярного геофизического института Юрий Балабин. – Взял с собой «районку» и в командировку на Шпицберген».
Россия воюет за себя и свое будущее, должна победить, правильно, что первыми ударили, не повторили 41-й. Пропаганда своя нужна, когда её нет, место занимает чужая, как было в 90-х и нулевых.
В силу выше сказанного я НЕ являюсь образцом, примером или просто замечательным членом общества. Может, помните у Стругацких в «Хромой судьбе» рассуждает главный герой: «Вот живёт хороший человек, отличный семьянин, воспитывает детей, трудится, любит жену, ценит друзей, а на остальное ему наплевать… так какой же это хороший человек, если ему на всех наплевать, кроме семьи и друзей?!» (цитата по памяти)».









