К 95-летию «РВ». В шестидесятые в тацинской типографии появился линотип

#НОВОСТИ

И, действительно, в нашей полиграфии всё, что писалось пером, в минувшие шестидесятые стало отливаться в металле, так называемом гартосплаве.

В типографии появились строкоотливные машины — линотипы. До компьютеров и цифры было ещё очень далеко. И всё же это был технологический прорыв. Изнурительный набор вручную, когда газетный номер нужно было по буковке собрать, а по выходу тиража разобрать и каждую литеру вернуть в своё гнездышко в кассереале, всё это осталось в прошлом.

Несомненно, качественно менялась и редакционная политика, росло журналистское мастерство коллектива, возглавляемого редакторами И.А. Багновым, а впоследствии с 1965 года Р.Г. Гайджуровой.

Сколько же имён и фамилий, человеческих судеб остались на страницах районной газеты за все эти годы. Для большинства «Знамя Ильича», «Свет Октября» стали пробой пера, прочной ступенькой в профессию, ставшей призванием, для некоторых — случайным жизненным эпизодом. Но не они принесли нашей «районке» известность и признание журналистского сообщества и, самое главное — любовь читателей-земляков.

Владлен Антонович Гамаюнов, Андрей Андреевич Братякин, Михаил Алексеевич Архипов — как не вспомнить этих замечательных ветеранов нашей печати! Владлен Антонович, уйдя из редакции, которой служил много лет, до самых последних дней был верным другом газетчиков. Он был одним из летописцев героического подвига танкистов-бадановцев. В.А. Гамаюнов первым принёс в редакцию информацию о месте гибели в нашем районе военного лётчика Лиона Вилкомира.

Михаил Алексеевич Архипов — наш постоянный автор-очеркист, поэт, художник. Его перу принадлежит цикл лучших материалов к 30-летию Великой Победы. Поэма, посвящённая Танковому прорыву, талантливо проиллюстрированная им же самим, получила восторженный отклик читателей и героев-танкистов. Также поэтической строкой Михаил Алексеевич поведал нам историю прославленного фронтовика, кавалера трёх орденов Славы Владимира Петровича Нетребского — главного агронома колхоза «Путь к коммунизму».

Андрей Андреевич Братякин, сменив место работы, тоже не порывал связи с любимой газетой. Здесь постоянно печатались его стихи, поэмы. «Терновый куст» Братякина поучил наивысшую оценку литобьединения редакции. А его фронтовой рассказ-быль «Пакет» публиковался в областной газете «Молот».

Рядом с признанными мастерами газетного дела, под патронатом редактора Розы Григорьевны Гайджуровой начинала свою карьеру вчерашняя школьница из Быстрогорского Нина Сурова. Она мечтала стать студенткой журфака. Но в те годы журналистов готовили только в университетах и с непременным условием — наличием двухлетнего производственного стажа. Нина Сурова заработала его и вскоре стала студенткой Уральского государственного университета. Теперь Нина Губская (Сурова) — сибирячка. Живёт и работает в Томске. Но связи с малой родиной не теряет, и в этом ей помогают «Районные вести».

В эти же годы на страницах «районки» публиковались материалы Виктора Тарасевича, чуть позднее, в начале 70-х, в промышленном отделе появился новый сотрудник, талантливый журналист Владимир Фодлаш, а в отделе сельского хозяйства — журналист из Славска, что в Калининградской области Семён Соколков.

Мы все уважали Семёна Степановича, он был членом Союза журналистов СССР с удостоверением, имевшем трёхзначную порядковую нумерацию, т.е. в числе самых первых при создании союза. С.С. Соколков «доставал» ответственного секретаря, в ту пору, Бориса Петровича Григорьева, постоянными «кирпичами» (так именуются большие по размеру материалы). Особый крик был по поводу очерка «Трёхтысячница», посвящённого передовой доярке из колхоза имени Димитрова Александре Васильевне Переваловой.

Оно и понятно, 300 строк разместить на странице, вмещающей 600 — непозволительная роскошь. Где размещать другие материалы! Но Семёну Степановичу удавалась и краткость в анализе объёмных статистических сводок. Такой была, к примеру, ежемесячная 24-я форма отчётности работы животноводческой отрасли района. Полный и подробный анализ работы животноводов Соколков сжимал в одну страницу.

Особенно перепадало вездесущей и непоседливой сотруднице Светлане Митрофановой. Светлана Леонидовна подписывала свои материалы псевдонимами — С. Высоцкая, С. Солнцева.

Слева направо, в первом ряду: С.Л. Митрофанова, председатель райкома народного контроля И.Е. Нищерет, П.А. Золкин, Б.П. Григорьев. 1973 год. Фото из архива А. Довлекаева

— Светлана, — возмущался ответсек, — ты пишешь о хорошем человеке, заведующем гаражом из колхоза имени 22-го партсъезда. Григорий Васильевич Кись — герой твоего очерка — обидится из-за заголовка к материалу «Дорогу осилит идущий». Он же шофёр, а ты — идущий…

Публикации районной газеты внимательно изучались и по-разному оценивались в райкоме партии. И не удивительно, ведь «Свет Октября» была его органом. Как-то раз в газете появилась заметка о конкурсе цветочных композиций в одной из тацинских школ. Заметка вышла с заголовком, который сильно огорчил секретаря райкома А.М. Ковалёва.

— Как это понять… Икебана, да ещё в школе, — негодовал Андрей Максимович. — Писать надо по-русски!

Районная газета в шестидесятые-семидесятые годы, являясь зачастую единственным изданием в крестьянском подворье, знакомила своих читателей с интересными материалами центральных газет и журналов. Так, в 1965 году в октябрьском номере журнале «Смена» была помещена сенсационная публикация «Невероятное озеро Фундудзи». Африканское озеро, способное забирать здоровье и жизни людей, у всех, кто пытался к нему приблизиться, кишело крокодилами, а воду из него не удавалось набрать никому. Смельчаки, пытавшиеся это сделать, погибали тут же. Перепечатка этого материала в «Свете Октября» стала бестселлером, переходящим из рук в руки несколько месяцев.

«Районка» в те годы печатала тексты популярных песен советских композиторов, знакомила с творчеством местных поэтов и прозаиков. Страницы газетных номеров украшали снимки наших фотокоров Валерия Васильева, Ивана Лысенко, Ивана Поддубского. Всеобщий любимец Валера Васильев отличался весёлым нравом и остроумием. Однажды на редакционной планёрке, заметив упавший со стола редактора двухцветный карандаш для правок, Валера воскликнул:

— Роза Григорьевна, у вас карандашик упали-с.

Чем потешал коллегд олгое время.

В 1967 году у Розы Григорьевны появился новый заместитель — П.А. Золкин. Ранее Павел Анисимович работал в зерноградской газете «Маяк», туда же он вернулся в 1973 году, а его место в газете «Свет Октября» занял Борис Петрович Григорьев.

Сергей и Людмила Чупринины, Виктор Петухов, Евгений Ткачук, Анатолий Кузнецов, Светлана Казютина, Виктор Михалин, Тамара Григорьева, Владимир Трясуха, Александр Юров, Владимир Гордиенко, Людмила Выскорка, Василий Толмачёв, Александр Орехов, Владимир Ковалёв, Николай Игнатов, Николай Казьменко. Вот такой творческий потенциал имела газета в 70-90-е годы. Бесспорно, он был высоким. Это позволило газете быть всегда со своим читателем, жить его заботами и проблемами, достойно отвечать на все вызовы времени, твёрдо оставаясь  в профессии.

Анатолий Довлекаев, член Союза журналистов РФ, Золотое перо России. Г. Ростов-на-Дону

Районные вести
Добавить комментарий