Центробанк по итогам своего опроса составил портрет среднестатистической жертвы злоумышленников, информирует «Российская газета».
По итогам 2024 года с кибермошенничеством столкнулись 34% российских граждан из числа принявших участие в опросе Банка России. При этом 9% из тех, кто контактировал со злоумышленниками, лишились своих денег.
Статистика ЦБ РФ не изменилась по сравнению с 2023 годом. Среднестатистическая жертва мошенников в 2024 году — женщина, городская жительница в возрасте 25-44 лет со средним уровнем дохода и средним образованием. Кроме того, среди пострадавших незначительно выросла доля пожилых людей..
Телефонное и смс-мошенничество, а также мошенничество с помощью мессенджеров по-прежнему преобладают. Чаще всего встречается обман через получение доступа к аккаунтам людей на госуслугах. Пострадавшие обычно переходят по ссылке, которую присылают мошенники, а также добровольно переводят им свои средства.
В Госдуму внесен законопроект, содержащий около 30 мер по борьбе с телефонными мошенниками, в том числе защита от быстрой смены пароля на госуслугах. Мошенники часто просят назвать им пришедший жертве по смс цифровой код для смены пароля от аккаунта на госуслугах, после чего человек теряет к нему доступ. После принятия закона изменений код будет приходить только через 10-15 минут после его запроса.
В основном потери из-за действий мошенников в минувшем годе превышали 20 тыс. руб.,но возросла доля крупных переводов: от 100 до 500 тыс. руб. Более 70% опрошенных после общения со мошенниками лишились собственных сбережений, а 15% пострадавших отдали им кредитные деньги. Обманутые люди стали чаще заявлять о хищениях: 42,8% жертв мошенничества обращались в свой банк, а 30% — в полицию.