К 100-летию Тацинского района. Советы и наставления Георгия Карасёва потомки помнят до сих пор

Это рассказ о моём дедушке Георгии Андреевиче Карасёве (1900 – 1994гг.).

#НОВОСТИ

Георгий Андреевич родился и прожил всю свою жизнь в ст. Ермаковская. Его родители Андрей и Марина Карасёвы воспитали семерых сыновей: Михаила, Ивана, Георгия, Андрея, Фёдора, Иосифа и Дмитрия.

Георгий женился в 1923 году на Анне Никифоровне Поповой. Недалеко от родительского подворья построили дом, в семье родились дети: Виктор (1924 г.р.), Пётр (1926 г.р.), Николай (1929 г.р.) и Валентина (1934 г.р.).

«Наш папа Гера (чаще в станице его называли Егором) работал в колхозе Ворошилова механизатором, был очень активным и трудолюбивым. Избирался членом правления, на заседаниях которого решали важные вопросы», — так вспоминает своего отца моя мама Валентина Игнатова. — Наша мама, пока дети были маленькими, на постоянных работах не трудилась, но принимала активное участие в сезонных (подсобных). Дома было большое хозяйство: корова, свиньи, гуси, утки, куры, два земельных участка. Обрабатывалось всё вручную, овощи на огороде поливали вёдрами из колодца, но всё было в радость!

Дети подрастали, кто в школу, кто в ясли (так раньше называли детские садики). Родители находили свободное время, общались с родственниками, кумовьями, друзьями, делились новостями, играли в карты и лото, пели песни. Отец был знаменитым запевалой».

Дом Карасёвых в ст. Ермаковская, построенный из дерева, сохранился до сегодняшнего дня. Во время оккупации дом занимали немцы, Анна Никифоровна с сестрой и детьми ютились в подвале. Фото из архива автора

Война

Пришёл июнь 1941 года и унёс с собой мирную жизнь. Георгию Карасёву вручили повестку, и в числе первых в станице он ушёл на фронт. Долгие месяцы семья не получала от мужа и отца никаких вестей.

Георгий Андреевич (в центре) на лечении в военном госпитале.

В 1943 году шли кровопролитные бои за освобождение Воронежской области, в одном из которых Георгий Андреевич был тяжело ранен, несколько месяцев лечился в госпитале. Врачи не смогли восстановить правую ногу, летом дедушку комиссовали.

Восстановление колхоза

Георгий Карасёв, как передовик колхоза, был на выставке ВДНХ в Москве.

Мужчин в Ермаковской было мало, а поднимать разрушенное в оккупации сельского хозяйства надо было незамедлительно. Правление колхоза Ворошилова назначило Георгия Карасёва бригадиром тракторной бригады.

«Папа организовал людей, начали стягивать и ремонтировать технику. Всё это происходило возле нашего двора, — вспоминает Валентина Георгиевна. — Начиналось утро, приходили рабочие, заносили свои «термоски», заходили в наш дом, чтобы погреться, попить водички. В перерыве расслаблялись, обедали, шутили и смеялись. Мне тогда было девять лет, а я уже имела «должность» уборщицы».

Колхоз постепенно восстанавливался, появились полевые станы. Вся техника переехала на «бугор», в бригаду. Весной 44-го начали пахать, сеять и развивать животноводство.

Семья и домашнее хозяйство

Родители с посильной помощью детей начали упорно заниматься огородами и животноводством. Анна Никифоровна стала постоянной работницей колхоза, в зависимости от сезона трудилась на плантации, в саду, на ферме или на току.

«Папа успевал везде – и в колхозе, и дома, всё делал с песней. Голос у него был сильный и красивый, он знал очень много песен», — говорит Валентина.

Не стало жены

В 1960 году ушла из жизни Анна Карасёва. У детей к тому времени были уже свои семьи.

Рассказывает дочь Валентина: «Папа после смерти мамы категорически не соглашался переходить ни к кому из детей. Сказал, что «казак, и может сам всё преодолеть». Жил один, под нашим присмотром. Я утром корову выгоню в стадо, и прямо с выгона несу ему завтрак. Вечером – снова визит. Ушёл на пенсию, но работать ему по-прежнему хотелось. Живность уже не держал, а земля его магнитом притягивала. Сеял кукурузу, кабаки, веничное просо, горох, кабаки, свёклу, редьку. По периметру участка — хрен, мята, солодка, топинамбур. А самое привлекательное – чучело в шляпе, с метлой и колокольчиком. Оно отпугивало ворон».

Георгий Андреевич вязал корзины из проволоки и лозы. Всегда у него были заказы на мётлы, веники – сибирьковые и просяные. Ремонтировал сапоги, подшивал валенки. Много читал, выписывал журнал «Огонёк».

В 1963-м дед женился на родной сестре жены — Марии, с ней прожил до 1990-го. В этом году 82-летняя Мария Никифоровна серьёзно заболела, дочь увезла её в Донецк.

Георгий в семье дочери

Дедушку мы забрали к себе. В гости к Георгию Андреевичу приходили друзья, он был общительным. Но чаще проводил время в одиночестве, читал, слушал радио, радовался каждому прожитому дню, был уверен, что дождётся правнуков, представляя их умными и грамотными.

«Сыновья Коля и Саша часто задавали мне вопрос: почему дед Егор никогда не обращался за помощью, а наоборот, просил приглядываться и учиться у него что-то делать, ведь это пригодится в жизни? Он говорил: «Будьте настоящими мужиками, хорошо относитесь к родным и знакомым, высоко не заноситесь. Нужно людям делать добро, врать и вступать в драки вредно для здоровья. Добро посеешь – добро и пожнёшь», — вспоминает Валентина Георгиевна.

В декабре 1994 года Георгий Карасёв ушёл из жизни. Советы и наставления нашего деда мы и сегодня вспоминаем с братом Сашей.

Станица Ермаковская сегодня. Здесь родились, трудились и продолжают трудиться несколько поколений семьи Карасёвых-Игнатовых.

Автор: Наталья Игнатова

Районные вести