В декабре 1699 года Петр I издал указ «О праздновании Нового года».
Это был не первый перенос празднования Нового года. До крещения Руси в 988 году, новый год начинался 1 марта — когда заканчивалась зима и природа постепенно просыпалась, обновляясь. Правда, Иван III только в 1492 году официально повелел отмечать Новый год 1 сентября — согласно Византийскому календарю.
Пока привыкали, Петр I решил опять все переиначить — и постановил Новый год отмечать 1 января, как это принято в западноевропейских странах. Логичный шаг для поборника всего европейского.
Тогда же приняли и новое летоисчисление — от Рождества Христова. Правда, Русская Православная Церковь и сейчас отмечает так называемое Новолетие 1 сентября.
Петр Великий не ограничился простым указом о переносе праздника на другой день. Там же было подробно описано, как надлежит готовиться к нему и как проводить.
Спустя 200 с лишним лет, вскоре после революции, елка и другие атрибуты Нового года (да и сам праздник) оказались под запретом. Новая власть посчитала все это буржуазным пережитком. Мол, праздник это был только для людей с достатком, а простой народ глядел на яркие огни и подарки «из-за забора».
Только в 1935 году после публикации в газете «Правда» статьи Павла Постышева, секретаря Центрального комитета компартии Украины, праздник вернули. Та заметка называлась «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку».
Действительно, новогодняя елка — главная новогодняя традиция, которую Петр I заложил в России.
Источник: журнал «Родина», «Российская газета»