В эпоху интернета бумажные письма приобретают особую ценность. Я давно сталкиваюсь с ними лишь на работе. Чаще это уведомления из каких-то ведомств. Реже встретишь в «классическом» формате читательские отклики на публикации. Открывая конверты, испытываешь приятное волнение и чувство ностальгии.
Владимир Гусев приехал в редакцию из Жирнова лично, чтобы передать мне своё письмо. Непомерная занятость, связанная с острой нехваткой журналистских кадров, стала для меня и коллег постоянным явлениям. Она-то и не позволила мне принять гостя «как положено», напоить чаем, поговорить по душам. Владимир Иванович отнёсся с пониманием.
«Напечатаете – хорошо, а нет – так и не надо», — сказал он, протягивая конверт. Эта фраза стала решающей. Не терпя выскочек из разряда «и про меня напишите», я прониклась глубокой симпатией к этому скромному, но открытому и улыбчивому человеку.
Привожу письмо Владимира Ивановича Гусева (с небольшими сокращениями). Оно посвящено популярной рубрике «100 лет Тацинскому району» и наверняка вызовет интерес многих земляков.
«В газете от 21 марта 2024 года опубликована статья корреспондента Алисы Селезнёвой о колхозе имени Кирова. Поделюсь воспоминаниями о людях, работавших здесь в начале 60-х.
Колхоз располагался на территории хуторов Николаева, Провальского, Хорошевского, Жирнова, а в последствии — и хутора Лагоды.
Контора находилась в хуторе Жирнове. Когда мне исполнилось 14, по просьбе бригадира носил ежедневную сводку в бухгалтерию правления. Председателем был Николай Иванович Грищенко, бригадиром — Леон Иванович Гугуев, учётчиком — Иван Евдокимович Лебедев.
НЕ ХВАТАЛО МУЖСКИХ РУК
Почти все работы ложились на плечи женщин. Они трудились в полеводстве, животноводстве, растениеводстве. Были доярками, птичницами, а во время уборки — комбайнерами, штурвальными.
Колхоз имени Кирова имел земли под яровые, подсолнечник, кукурузу, плантацию по выращиванию овощей (ей заведовала Бабакова). Основной «транспорт» — быки и лошади. Конеферма насчитывала около 40 голов, заведующим был Пётр Сюсюкин.
Мои родители — потомственные колхозники. Нас было восемь детей: три брата и пять сестёр. Мама Прасковья Илларионовна имела звание «Мать-героиня» II степени, работала дояркой, а на пенсии — сторожем на той же ферме. Папа Иван Фёдорович трудился в колхозной кузне. Его я не помню, он погиб в 43-м. А старший брат — в 42-м.
Старшая сестра после призыва на оборонительные работы не вернулись домой. Мы остались с мамой: сестра младшая, брат и я. Поэтому с удовольствием согласился, когда предложили пойти в колхоз.
ЗА 3-5 ДНЕЙ ЗАРАБАТЫВАЛИ…
…1-1,5 трудодня. В летние каникулы я и мои сверстники пасли телят, качали меха в кузне, купали в реке Быстрой лошадей. Летом и осенью рвали листья шелковицы для корма тутового шелкопряда, которого выращивали в колхозе. Во время уборки помогали лопатить зерно на току и в амбарах.
Правление колхоза имени Кирова направляло на курсы трактористов в Морозовск. После годичного обучения все вернулись в хозяйство. Это Иван Гугуев, Пётр Зенкин, Иван Калабухов, Пётр Бударин, Николай Логачёв, Фёдор Гусев, Иван Такмаков.
Они получили колёсные трактора — стала нехватка прицепщиков. По просьбе бригадира и механика бригады (им был Мацынин из Тацинской) отправили на прицепы меня, Сашу Логачёва, Жору Щепелева, братьев Харламовых, Виктора и Николая, и других.
По окончании года, когда завершились полевые работы, правление колхоза, расплатившись с поставщиками, утверждало, по сколько граммов чего начислять на заработанный трудодень.
Осенью получали со склада зерно, подсолнечник. Бригадир назначал, когда и с кем ехать на мельницу в Тацинскую. Запрягали быков и на бричке по две-три семьи отправлялись молоть муку и бить масло.
ЭПИЛОГ
В 1958-м по решению правления я поступил на учёбу в строительную школу в Белой Калитве. Связь с хозяйством практически прекратилась. По окончании училища по распределению попал на работу на Белокалитвинский металлургический завод (БКМЗ).
Последние руководители колхоза им. Кирова — председатель Иван Владимирович Цапкин, главный агроном Андрей Павлович Братякин, бригадир Сергей Иванович Копылов и главный механик Николай Иванович Харламов.
Я благодарен тем, с кем работал, кто помогал мне словом и делом. Все, кто знал этих людей, помяните их добрым словом».