Около 74 лет: по итогам года в России ожидается рекордная средняя продолжительность жизни

По итогам года в России ожидается рекордная средняя продолжительность жизни — около 74 лет, заявил Владимир Путин в обращении к участникам конгресса «Национальное здравоохранение».

«Слаженная ответственная работа правительства, министерства здравоохранения, региональных властей, каждого медработника позволила достичь достойных результатов, первый из которых, конечно же, — рекордная для России ожидаемая продолжительность жизни: по итогам года она составит около 74 лет», — сказал он.

Вице-премьер Татьяна Голикова, со своей стороны, уточнила, что по результатам девяти месяцев показатель составил 73,5 года. Она заметила, что это была сложная задача, потому что внутри цикла было преодоление последствий COVID-19 и его влияния на все демографические показатели. «Наша основная и главная цель, которая поставлена президентом страны, — это сохранение населения, здоровья и благополучия людей», — подчеркнула вице-премьер.

Как свидетельствуют данные Росстата, по итогам 2022 года ожидаемая продолжительность жизни в России составила 72,76 года. Прирост в 2,66 года (по сравнению с 70,1 в 2021-м) оказался максимальным с начала 1990-х годов. Рост произошел после двухлетнего спада на фоне пандемии COVID-19 — в 2020 году продолжительность жизни снизилась на 1,8 года, в 2021-м — еще на 1,4 года. А с 2022-го, по данным Росстата, начался рост во всех регионах страны, за исключением Ингушетии. В Саратовской области — на 3,79 года, в Татарстане — на 3,65, в Москве — на 3,64, в Рязанской области — на 3,59, в Липецкой области — на 3,55. «Сегодня мы вышли на устойчивую траекторию снижения смертности. Фактически за короткий период этот показатель достиг даже меньших значений в сравнении с допандемийным 2019 годом», — сказал министр здравоохранения Михаил Мурашко.

По словам министра, 2022 год был отмечен снижением смертности по ряду заболеваний. В частности, почти на 10 процентов снизилась смертность по болезням системы кровообращения, на 4,5 процента — от онкологических заболеваний. А ранее, в декабре 2022 года, вице-премьер Татьяна Голикова сообщала, что снижение смертности в России фиксируется по всем причинам смерти, в том числе по болезням системы кровообращения, злокачественным новообразованиям.

На уровень смертности во время пандемии могли влиять социально-демографические факторы. К такому выводу в своем исследовании пришли эксперты департамента прикладной экономики ВШЭ Марина Колосницына и Михаил Чубаров. Они установили, что в регионах с высокой мобильностью населения коронавирусная инфекция распространялась сильнее. А более защищенными от ковида оказались регионы с высокой долей пенсионеров среди населения, так как представители этой возрастной группы не работают и, следовательно, имеют меньше социальных контактов и вообще более осторожны. На показатель смертности в период пандемии повлиял и алкоголь. За время режима самоизоляции его потребление выросло на 2-3 процента, сказал глава минздрава Михаил Мурашко.

По официальным данным, российские граждане жить стали если не лучше и не веселее, то несколько дольше. В стране продолжает снижаться смертность от основных причин — от новообразований, туберкулеза, болезней кровообращения, болезней органов дыхания, болезней органов пищеварения. Сократилась смертность от случайных отравлений алкоголем, от внешних причин, в том числе от дорожно-транспортных происшествий. Удерживается исторический минимум показателя младенческой смертности, которая составляет чуть более 5 на 1000 родившихся живыми.

Изменилась и статистика причин смертности. Россияне стали реже умирать от болезней, на которых Владимир Путин неоднократно поручал сосредоточиться, и чаще — от редких болезней и неустановленных причин. Такие данные содержатся в исследовании, проведенном аналитиками.

РАНХиГС. Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, рака, туберкулеза, ДТП, а также младенческая действительно снижается. Но возросла смертность от заболеваний нервной, эндокринной и мочеполовой систем, расстройств психических и поведения. Например, в ряде регионов коэффициент смертности от сердечно-сосудистых заболеваний оказался минимальным, а от прочих причин — максимальным, отмечает старший научный сотрудник РАНХиГС Рамиля Хасанова. По ее мнению, дело тут в кодировании причин смерти. Регионы стараются выполнить президентские указы и подчас манипулируют медицинской статистикой. В результате некоторые сердечно-сосудистые заболевания кодируются как «прочие»: например, алкогольную миопатию или сосудистый паркинсонизм можно записать как болезни нервной системы.

В той или иной мере население сокращается всюду, не только в России. Это мировая тенденция. Но в современном мире нет ни одного государства, где не нашли бы ресурсов для увеличения продолжительности жизни. В любом государстве такие ресурсы есть. В России они тоже имеются.

Россияне не только мало рожают, но еще и умирают раньше. Дух саморазрушения, небрежение к собственной жизни стали неизбывной чертой российской ментальности. Вот где, взглянув на себя критически, нам, возможно, надо искать корневую причину демографического кризиса. Сколько людей мы теряем от ДТП, плохой дорожной разметки, алкоголизма, табакокурения, несчастных случаев на производстве и вообще от русского «авось»! Если мы не можем с гарантией повлиять на повышение рождаемости, то не укорачивать себе жизнь — в наших собственных силах.

Автор: Валерий Выжутович, Российская газета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому