В несколько раз вырастут штрафы за спам

#НОВОСТИ

Поправки в КоАП выделяют передачу спама в отдельный состав правонарушения. Штрафы за такую рекламу будут значительно ужесточены. Закон был подписан президентом России Владимиром Путиным. Об этом информирует Российская газета.

Как объяснил заведующий Бюро адвокатов «Де-юре» Никита Филиппов, согласно прежним правилам, штрафы за рассылку спама составляли от 2000 до 2500 рублей для граждан, от 4 тыс до 20 тыс рублей для должностных лиц и от 100 тыс до 500 тыс рублей для юридических лиц.

Когда закон вступит в силу, штрафы составят 10 тыс — 20 тыс рублей для граждан, 20 тыс — 100 тыс рублей для должностных лиц и 300 тыс — 1 млн рублей для юридических лиц.

Главный вопрос: что именно является спамом?Например, если парикмахер напоминает вам, что вы давно не стриглись, это спам? Здесь есть несколько очень интересных ситуаций. Во-первых, в специальном составе не будет указания на само слово «спам». Это нарушает требования к рекламе, доставляемой через телекоммуникационные сети (звонки, SMS-сообщения, PUSH-уведомления, электронные письма и т.д.).

По его словам, Закон о рекламе содержит три основных правила. Во-первых, реклама не может быть отправлена по адресу, на который она не была согласована. Второе: реклама не должна доставляться с помощью средств автоматического набора или рассылки (автодозвон или автонабор). Третье: рекламодатель обязан немедленно прекратить доставку рекламы любому, кто обратится к нему с подобной просьбой. Именно за такое нарушение и наступает ответственность для недобросовестного рекламодателя. Если сообщение персонализировано и имеет непосредственное отношение к получателю, оно не может считаться рекламой, поскольку не адресовано неопределенному лицу, в то время как, например, скидка, содержащаяся в сообщении, адресована исключительно этому лицу.

В то же время, продолжает он, простого указания адресата в сообщении, например, «Уважаемый Владислав Анатольевич», недостаточно для того, чтобы дисквалифицировать такое сообщение как рекламу. Суд отмечает, что информация, содержащая сведения о конкретных товарах или услугах, может быть признана рекламой при отправке SMS-сообщения при условии, что такая информация носит обобщенный характер и способна вызвать интерес к предмету рекламы не только непосредственно у получателя, но и у других лиц. Такая информация является рекламой, поскольку, несмотря на персональное упоминание (имя и фамилия абонента), она не носит личного характера и представляет интерес для неопределенного круга лиц». — В другом случае суд не считает рекламой следующее сообщение. «Алексей! 1000 бонусов действует до 13 ноября 2020 года’. Алексей. Спешите воспользоваться!». Данное сообщение носит персонализированный характер и не представляет интереса для неопределенного круга лиц и не является рекламой.

Также в таких спорах важен тот факт, что именно рекламодатель должен доказать, что согласие подписчика на передачу рекламы было получено. Некоторые недобросовестные компании используют другие компании для непосредственной рассылки спама, а затем, ссылаясь на то, что они сами рекламу не распространял и, пытаются обжаловать решения о привлечении их к административной ответственности. Однако суды уже выработали подход, при котором заказчики также имеют возможность своевременно предотвратить нарушение Закона о рекламе и должны были принять соответствующие организационные и управленческие решения, направленные на предотвращение распространения ненадлежащей рекламы, но признаются виновными в их неисполнении.

Необходимо учитывать, что рассылка рекламы без согласия адресата может составлять административное правонарушение в виде незаконного использования персональных данных. Существует юридическое определение спама, которое закреплено в Положении о телематических службах, утвержденном Правительством РФ. Согласно Положению, «спам» — это электронная почта, адресованная неопределенному кругу лиц, доставленная без предварительного согласия абонента или (и) пользователя, в которой адрес отправителя не существует или сфальсифицирован, либо отправитель не может быть идентифицирован.

На рекламные звонки и смс-сообщения можно пожаловаться сразу своему оператору связи. Сделать это можно через специальный сервис на сайте ФАС России, заполнив короткую анкету. Если это не поможет, то можно обращаться в ФАС напрямую. Вы также можете обратиться в суд в рамках гражданского иска, потребовав возмещения убытков, вреда жизни и здоровью, а также компенсации эмоционального ущерба. Но,конечно,этоне частый способ защиты прав в борьбе со спамом.

В качестве доказательств они могут использовать скриншоты дисплеев мобильных телефонов, аудиозаписи и подробные заявления от операторов связи. Обычно таких доказательств достаточно для подачи жалобы. Прежде чем подавать жалобу, рекомендуется убедиться, что вы не давали согласия на получение рекламы от рекламодателя. Если вы не уверены, вы можете написать в рекламное агентство письмо с отказом от получения рекламы или обратиться к оператору связи с соответствующим заявлением. Также можно вручить непосредственно в офисе компании, потребовав удостоверить на копии такого отказа факт его получения. При этом в случае отправки отказа от рекламы по электронной почте или посредством звонка есть риск того, что в ходе разбирательства факт получения отказа не будет доказан.

Борьба со спамом улучшается, но методы рассылки электронных писем и тактика рекламодателей не стоят на месте. Закон, конечно, поможет в этой борьбе, но, к сожалению, он не является панацеей.

Основная проблема связана с удобством или, скорее, неудобством отказа от рекламы, на которую вы ранее дали согласие. Если бы сервис отказа от рекламы, как и сервис отказа от использования персональных данных был реализован на базе, например, Госуслуг, вполне вероятно, что это было бы значительным шагом в этой борьбе за неприкосновенность личного пространства.

Автор: Екатерина Мамаева

Районные вести