Фото: Flickr

18 марта у православных начинается Великий пост

18 марта у православных начинается Великий пост. Это событие обычно вызывает большой интерес. Кроме того, судя по характеру этого интереса, не только среди верующих и людей, которые ходят в церковь,но и среди широкой общественности. Очевидно, что пост привлекателен и важен даже для людей, далеких от религии, и по какой-то причине остается необходимой практикой для человека. Об этом информирует Российская газета.

Но всплеск интереса к теме поста выявляет некоторые странные вещи: общественность хочет знать что-то о постах, которые не так важны каждый год. Она требует, чтобы мы предоставили монастырские правила поста, которые смягчены в современных монастырях, не говоря уже о тех, кто никогда не постился. Тогда она исключает этот вариант и требует твердо сказать, что есть, а что нет. Возможно, осуждать голодание, а не делать это самому — знания(не очень качественные) гораздо выше и уважаемее сегодня.

Наконец, общественность непропорционально больше интересуется своим питанием и началом диеты, чем смыслом поста. Это каждый раз обескураживает верующих людей. А священники каждый год рассказывают о значении и традициях поста.

Разговор о смыслах и традициях поста, который перед его началом провели одни из самых лучших спикеров Русской православной церкви — доцент Московской духовной академии Русской Православной Церкви, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета протоиерей Павел Великанов; заместитель главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе; эконом Данилова монастыря Москвы, игумен Иннокентий Ольховой.

Смысл поста не меняется в веках

Смысл поста — это воздержание, которое не менялось веками, вспоминает отец Павел Великанов. И это напоминает историю поста и подчеркивает, что всеобщий пост не сразу появился в церковной жизни до середины 5-го века. К середине 5-го века практика голодания распространилась, и стал известен 10-дневный пост, так называемая духовная десятина.

Пост — это, безусловно, жертва Богу и дар Богу.

Смысл поста несколько парадоксален: все, что на самом деле не является необходимым, отсекается, и драматическое напряжение возникает из-за отказа насытить и доставить удовольствие едой. Глубокий смысл и ценность голодания заключается в своеобразной перезагрузке, которую человек решает совершить,начиная с ограничения в еде.

Конечно, пост не ограничивается только гастрономическими ограничениями, сказал отец Павел. Но не ограничивая себя в еде, мы не сможем ограничить себя в остальном, например, бесконечно сидеть в социальных сетях или попадать в поток ненужных новостей и всего прочего.

Пост, идеи потребительского общества и отказ от соцсетей и развлечений

Как справедливо отмечают эксперты, голодание как добровольное самоотречение противоречит идеям общества потребления. И первый вопрос, который возникает у представителей этого общества, — почему человек должен испытывать дискомфорт. Комфорт, удобство,удовольствие- вот что важно. И в такой ситуации церковь может объяснить современным людям, что невозможно построить рай на Земле, сколько бы усилий ни прилагалось для достижения некоего земного рая.

И, будучи одним из больших кусков, которые нужно вытащить, он назвал попытку избавиться от безмерной привязанности к контенту социальной сети. Утопленник часто не интересуется рыбой или мясом, но не может оторваться от социальных сетей. И здесь, конечно, важно не погружаться в них с головой. Смысл голодания в том, чтобы отказаться от того, что начинает вами владеть, подчеркнул Кипшидзе. Кроме того,отказ от фастфуда в современных условиях зачастую не является большим испытанием: соевое мясо, которое можно есть вовремя Великого поста, намного вкуснее обычного мяса.

Но Кипшидзе считает, что гораздо важнее найти следы Великого поста в общественных местах. Он привел в пример рок-группу, отказавшуюся играть во время Великого поста. Универсальных советов здесь не дается, запрет всех развлекательных программ вряд ли кардинально улучшит нравственность общества, такие проблемы следует решать в диалоге со своей совестью, но если кто-то всерьез решит отказаться от потребления развлекательного контента, это определенно сделает голодание реальностью. Он также хочет, чтобы содержание медиапространства отражало требования верующих к морально важному контенту.

Знакомство с самим собой

Во время поста, помимо ограничений в еде, следует больше времени уделять молитвам, посещению храмов и помощи другим, а также стоит одеваться скромнее, Павел Великанов еще раз обратил внимание на то, что цель голодания прозрачна. Есть человек и Бог, и между ними есть отношения, и они не такие безоблачные, как любые другие отношения. Но Бог в этом невиноват,он всегда очень открыт, проблема кроется в человеке.

Бог не может сокрушить нас силой или привязанностью — это нарушает закон свободной любви. Но во время поста, посредством правильного питания, физических нагрузок и поклонов, человек знакомится с определенной духовной дисциплиной и начинает готовить себя к чему-то высшему. По словам священника, в практике голодания человек начинает познавать самого себя. В результате воздержания выходит наружу то, что человек видит в себе со страхом: я ревнивый, чувствительный, самолюбивый, гордый. Внутренняя «грязь» поднимается и становится очевидной. И покаяние становится возможным. Те, кто сбавил темп, отказался от суеты и ограничил себя в еде, открывают окно возможностей для встречи с самими собой.

Чем отличается пост у монахов?

Большое и важное место пост занимает в монастырской жизни, подчеркивает игумен Иннокентий. Достаточно вспомнить, что после пострига монах отказывается от употребления мяса. А в некоторых монастырях были указы, в которых монахам запрещалось есть все постное — рыбу, яйца, молоко.

Среди строгих пунктов он упомянул полный голод — когда в первый день Великого поста ничего не едят и не пьют. Некоторые люди очень строго постятся в течении первой недели Великого поста.

Он рассказал, что в Даниловом монастыре в первый день поста едят пищу без масла раз в день, и там много сырой пищи — приготовленной на огне. По субботам и воскресеньям монахам дают пищу со сливочным маслом.

В некоторых монастырях по субботам и воскресеньям разрешены блюда из морепродуктов.

Из жития Марии Египетской (его читают только во время Великого поста) ясно, что монахи того времени уходили из монастыря в пустыню во время Великого поста, надеясь выжить на финиках, небольшом количестве хлеба, а иногда и вообще без него, питаясь травами, растущими в пустыне весной.

Пост — это инструмент духовной жизни, но не единственный. Игумен Иннокентий обратил внимание на то, что молитва во время поста становится более продолжительной, а молящиеся кладут больше поклонов.

Пост с рассуждением

Игумен Иннокентий напомнил, что пост должен сопровождаться рассуждениями. Людям с низким гемоглобином не следует отказываться от животного белка. Также нельзя поститься тем, кто борется или выполняет тяжелую работу.

Он советует тем, кто никогда не постился, прийти в церковь и посоветоваться со священником. И начать с простого — читать Библию. Молясь и заменяя развлекательные мысли мыслями о Боге.

Важно подходить к посту мудро и не грустить и не болеть. Важно быть счастливым, подчеркивает он.

Павел Великанов сравнил голодание и духовный опыт человека с занятиями в музыкальной школе: начинать нужно с изучения гамм и правильного удержания рук. И посоветовал не изобретать велосипед, а прибегнуть к давно сложившимся традициям.

Автор: Екатерина Мамаева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому