Были судоходными, стали мелководными: распашка земель привела к обмелению рек в Тацинском районе

14 марта — Международный день рек. В Тацинском районе протекают Быстрая, Гнилая и Кагальник.

#РЕПОРТАЖ

Реки и речушки района наполняют самую крупную реку региона — Дон (она пересекает территорию области дважды: 120 км по Верхнедонскому и Вёшенскому районам; и от Цимлянского водохранилища до Азовского моря – 300 км).

Река Кагальник, проходящая по территории Зазерского сельского поселения, берёт исток в неглубокой степной балке на возвышении около 170 метров примерно в двух километрах северо-западнее хутора Араканцев.

МАЛЕНЬКАЯ АРТЕРИЯ БОЛЬШОЙ РЕКИ

На берегах Кагальника расположены хутора Зазерский, Араканцев, Дымков, Кухтачёв, Кустоватов, Вифлянцев, Ермилов, Гапкин и другие. Впадает Кагальник в Дон вблизи г. Константиновск. Общая протяжённость реки — 240 км, местами русло полностью пересыхает.

«Кагальник – удивительная река, — говорит глава Администрации Зазерского поселения Юрий Артёменко. – По анализам, которые систематически берёт Роспотребнадзор, вода здесь хорошего качества».

Юрий Иванович рассказал о событиях шестилетней давности. Весной 2017 года, из-за прорыва плотины, вода из реки и руслового пруда в Зазерском ушла, но, благодаря многочисленным родникам, через время опять набралась до нужного уровня.

«По словам местных жителей, в советские времена в Кагальнике даже взрослому было не достать до дна. Сейчас картина совсем другая», — с грустью констатирует Юрий Артёменко.

ПРИЧИНА ОБМЕЛЕНИЯ – РАСПАШКА

Одной из причин обмеления водоёмов руководитель Зазерского поселения считает распашку прибрежных территорий и пойм рек. Сельхозтоваропроизводители стремятся занять под посевы как можно больше земли, об экологических последствиях никто не задумывается.

«При сходе талых вод и сильных дождях почву с полей несёт в реки и пруды, — поясняет Юрий Иванович. – Медвежью услугу оказали и обустраиваемые во времена СССР земляные плотины, которые, разрушаясь, заиливали водоёмы».

«По воспоминаниям старожилов, в 18 веке Кагальник был судоходной рекой, — рассказывает Юрий Артёменко. – Вверх по течению, в хут. Араканцев, приходили маломерные суда за зерном и мясом».

Сейчас к вопросу обустройства гидротехнических сооружений (ГТС) подходят более серьёзно, подобные мероприятия доверяют только специалистам. Так, после разрушения плотины на Кагальнике, на строительство капитального ГТС из федерального бюджета выделили 24 млн рублей.

«При составлении проектно-сметной документации специалисты обследовали дно водоёма, где зафиксировали более двух с половиной метров ила, — рассказывает глава Администрации. – В новом сооружении предусмотрены паводковый и донный водосбросы, они помогут избежать выхода реки из берегов и подтопления прибрежной зоны».

СОХРАНИМ ТО, ЧТО ИМЕЕМ!

На Кагальник любят приезжать рыбаки из хуторов поселения и района, разрешён вылов не более 10 килограммов на одного человека. С 31 марта по 1 июня ловля с лодки запрещена, только с берега.

Активисты Зазерского поселения вместе с сотрудниками Администрации строго следят за соблюдением порядка на прибрежной территории: размещают предупреждающие таблички, проводят субботники по уборке берегов, вырубают поросль в паводковых водосбросах. В прибрежную зону отдыха, где установлены навес, раздевалка и туалет, регулярно завозят песок. Водолазы ежегодно обследуют дно реки.

«Я прошу жителей и гостей Зазерского поселения соблюдать правила поведения у реки, убирать за собой мусор, — призывает Юрий Артёменко. – Мы не в силах сделать что-то масштабное, но можем приложить максимум усилий к тому, чтобы сохранить то, что имеем!»

БЫСТРАЯ И ГНИЛАЯ

Самая большая река Тацинского района – Быстрая — приток Северского Донца. Берёт своё начало в хутора Ленина Морозовского района, идёт на северо-запад через населённые пункты: Андреев, Новомарьевка, Поляков, Верхнеобливский, Новониколаевский, Гринёв, Скосырский, Кащеёвка, Надежёвка, Крюков, Алифанов, Заливной, Маслов, Игнатенко, Новопавловка, Потапов, Комиссаров, Михайлов, Зарубин, Быстрогорский, Жирнов. Далее Быстрая впадает в реку Северский Донец в пяти километрах от хут. Нижнесеребряковский Белокалитвинского района.

Правый приток Быстрой — Гнилая — начинается на границе Обливского и Милютинского районов. Проходя вниз по течению, пересекает хутора Тацинского района: Калмыков, Лесной, Качалин, Майоро-Белашовка, Малокачалин и Борисовка. Южнее хутора Малокачалин Гнилая впадает в Быструю.

ОПРОС «РВ»

«Что вы знаете о реках района?» — спросили мы у читателей.

Алла Струбалина, ст. Тацинская:

— Самая большая река в районе — Быстрая, в Зазерском поселении течёт Кагальник. Я этим вопросом особо не интересовалась, но знаю, что водоёмы мелеют, берега зарастают камышом. Считаю, что исправить ситуацию мы – простые граждане — не в силах, вопрос нужно решать на уровне власти. Зато мы можем и должны соблюдать порядок на прибрежной территории во время отдыха.

Владимир и Рита Быкадоровы, хут. Новороссошанский:

— Быстрая, Кагальник и его притоки – Дальняя Россошь, Ближняя Россошь. В наших реках водятся ерши, караси, плотва, щука, окунь, сазан, карп, пескарь, кое-где осталась уклейка. Я сам рыбак, поэтому главную проблему вижу в браконьерстве. Люди ставят сети, ловят рыбу электроудочками. Одни собирают деньги и запускают малька в водоёмы, а недобросовестные рыбаки вылавливают её варварским способом. Так скоро и рыбы не останется.

Наталья Данилевич, ст. Тацинская:

— Я родом из Качалина, там протекает речка Гнилая, а других я и не знаю. В детстве летом мы из речки не вылезали, в любом месте спокойно заходили, и камыша столько не было по берегам. А глубина!!! По всей речке мужчины обустраивали кладки–мостики, с них и ловили рыбу. Я уже давно в хуторе не была, так что не могу сказать, что там делается.

Константин Касаков, пос. Углегорский:

— Наша самая большая по протяжённости речка — Быстрая. По моему мнению, она находится в плачевном состоянии: зарастает камышом, дно заиливается. Экологам необходимо обратить на это внимание. В местной газете пишут, что мест для купания совсем нет, обустраивают только территории для отдыха на берегу. Неплохо бы очистить водоёмы, навести порядок в прибрежной зоне, чтобы можно было и отдохнуть, и искупаться.

Александр Медведев, пос. Жирнов:

— У Быстрой большие проблемы! Вся «мульда» из карьеров с дождём смывается в реку. В некоторых местах, от Жирнова до самой Апанасовки, воды в реке почти нет – только ил, а о родниках нет и речи! Уже, как в болоте, полно черепах. Рыба пока ещё водится, а вот года через два-три неизвестно, что будет. Я живу у реки, к концу лета запах оттуда идёт такой, что можно задохнуться. Слышал, что ещё в 2017 году обещали начать очистку, но до сих пор без изменений.

Автор: Любовь Воротынцева

В анонсе: Фото Н. Игнатовой. Май 2020 года

Районные вести