«Бывают свадьбы и на тысячу человек, и больше». Корреспондент «РГ» побывал на узбекской «маленькой» свадьбе

На эту свадьбу мы с женой попали случайно. Приехали в Бухару, ходим-смотрим мечети и медресе, повышаем культурный уровень. Вдруг — звонок от местного коллеги: уважаемые, сегодня вечером — свадьба, убедительно приглашаем.

Начали отнекиваться: мол, мы — туристы, на отдыхе, подходящей одежды нет, подарка тем более. «Ничего страшного, вы же гости из России». — «Да неловко как-то… А кто хоть женится?» — «Уверяю вас, жених — очень достойный человек, сын хороших людей — родственников брата моего друга. Обычная трудовая семья, как у вас говорят «средний класс»». В общем, убедил.

Жизнь от свадьбы к свадьбе

Место торжества — ресторан километрах в 20 от Бухары. Красная, как на «Кинотавре», ковровая дорожка. Зал с футбольное поле. Огромные экраны. Передвижная камера под потолком, видеооператор в журналистском жилете. Несколько фотографов. Множество официантов. Хрустальные люстры, роскошные занавеси. 50 круглых столов по 10 мест. Итого человек 500.

— Это еще не очень много. У нас бывают свадьбы и на тысячу человек, и больше, — пояснили нам.

Фото: Игорь Черняк/РГ

…Пожалуй, нет в мире народа, который бы столь обстоятельно и трепетно относился к свадьбе, как узбеки. Выдав замуж дочь или женив сына, здешний мужчина начинает готовиться к следующему торжеству, ведь детей в семьях минимум трое-четверо, а в селах и того больше. Для многих здесь главная цель поездки на заработки в ту же Россию — заработать на свадьбу. Если с работой за границей сложилось удачно и получилось покрыть расходы за более-менее короткие сроки, на очереди следующая задача: копить деньги на жилье или на свадьбу младшему брату.

В общем, не будет большим преувеличением сказать, что в Узбекистане живут от свадьбы к свадьбе. И это, наверное, единственная страна в мире, где власти объявили борьбу с чрезмерным, на их взгляд, размахом свадебных торжеств. Еще в 2019 году Министерство культуры предложило перекроить сценарий, по которому свадьбы в стране проходят уже много веков, а парламент даже принял специальный закон, в котором много шокирующего для узбека. Это и четко прописанное количество машин в свадебном кортеже (не более трех), артистов или музыкальных групп (не более двух), и время, отведенное на свадебные мероприятия (одни сутки, с 06.00 до 23.00). Но самое страшное — регламентированное количество гостей: не более 200. Правда, законы здесь, как и в России, соблюдают далеко не все, в чем мы и убедились.

Фото: Игорь Черняк/РГ

Водка — только мужчинам

Итак, зал ресторана. Слева — 25 «мужских» столов, справа — 25 «женских». «Общий» лишь один, за который усадили нас и еще одну гостью — таджичку, прилетевшую из Москвы. Ну и детей на остальные стулья.

В ожидании молодых глазеем по сторонам. Народ самый разный. Есть чиновники в костюмах, некоторые с галстуками, а есть дехкане из районов в тюбетейках и бейсболках. Женщины в национальной одежде. Много молодежи.

Фото: Игорь Черняк/РГ

Столы ломятся. Конечно, на видном месте главное национальное блюдо: «Ты родился — у тебя плов, ты женился — у тебя плов, ты умер — у тебя плов», — говорят узбеки. А еще — манты, лапша с кониной, конская колбаса, салат из маргеланской редьки, виноград, хурма, огурцы-помидоры, сладости. Ушедшие из России Кола и Пепси. На «мужских» столах — по бутылке водки. «Ведь Узбекистан — светское государство, да и Аллах по такому случаю разрешает», — пояснили нам.

Постепенно выяснили и другие детали. Жених и невеста — студенты, учатся в Ташкенте, но пожениться по традиции они должны в родном городе. Родители — чиновники средней руки и предприниматели. Гости — родственники, знакомые и знакомые знакомых.

Оказалось, это уже второй день свадьбы. Первый был вчера, и отпраздновали на славу — было столько обрядов и ритуалов (некоторые из которых тянутся еще со Средневековья), что места не хватит все перечислить. А сегодня с утра уже был «никох-туй» — плов в доме жениха. А завтра будет третий день, опять же в доме мужа, человек на 50, причем гости по традиции начинают приходить с раннего утра и сидят до вечера. После чего молодые должны будут побывать с «визитом вежливости» у каждого из гостей. Тут и года не хватит, когда учиться-то?

Подъезжает кортеж. Белые «мерседесы» и другие иномарки. Море цветов, разноцветные шары, музыка, конфетти. Средняя зарплата в стране — 26 тысяч рублей. Откуда деньги на столь роскошное торжество? В ответ лишь загадочные улыбки. Очевидно лишь, что родители новобрачных сделали все, чтобы не ударить в грязь лицом. Это непросто, с учетом того, что в Узбекистане до сих пор обсуждают взорвавшие интернет свадьбы, на которых гостям дарили золотые украшения с подносов, а родителей молодых облачали в «халаты» из тысяч крупных купюр.

Фото: Игорь Черняк/РГ

А теперь — танцы

Под звуки музыки молодые медленно заходят в зал. Жених в дорогом европейском костюме выступает твердо и уверенно. Лицо невесты закрыто вуалью, она непрерывно кланяется. Подружки несут над ними большой полог, что-то символизирующий. Церемония длится минут пять. За столами радуются, мужчины выпивают.

Жених и невеста занимают место на сцене, где простоят весь вечер. Нескончаемым потоком к ним идут гости — поздравляют и просят сфотографироваться вместе. Невеста продолжает регулярно кланяться, приподнимая фату. Все это время ее взгляд остается совершенно безучастным, глаз она почти не поднимает. И только при прощальном фотографировании в окружении женщин из обеих семей позволяет себе легкий намек на улыбку. Говорят, для невесты действо часто оборачивается жутким стрессом. Ведь эта «освобожденная женщина Востока» должна непременно быть невинной и скромной, во всем подчиняться будущему мужу, нравиться его родственникам, а главное — в ближайшем будущем обеспечить семье огромное потомство.

Фото: Игорь Черняк/РГ

Жениха между тем вызывают в середину зала, где проводят еще один обряд. Старейшина рода читает молитву-благословение, после чего одевает парня в нарядный халат, а на голову повязывает чалму. Это означает, что юноша с этого дня становится полноценным мужчиной. После этого гости подходят его обнимать и поздравлять, одаривая подарками и деньгами.

Когда все наелись, начинаются танцы. Танцуют и старые, и молодые, не говоря уже о детях — нарядных и очень подвижных. Особенно ярко зажигают девушки — надо обратить на себя внимание старших женщин, чтобы заметили, как будущую невесту. Музыка гремит, как на дискотеке, общаться невозможно, зато можно вдоволь насладиться настоящими узбекскими танцами.

К нам в это время подходят незнакомые люди и приглашают — кто к себе домой, кто на «свою» будущую свадьбу. Все-таки узбеки — удивительно гостеприимный и доброжелательный народ.

Вы не поверите, но даже после свадьбы мужчина все еще не уединяется с молодой женой, а отвозит ее в родительский дом. Заберет он ее только на следующее утро. Но это уже другая история.

Автор: Игорь Черняк / «Российская газета»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому