Группы родителей активно обсуждают возможное введение оценок за поведение в школах. Это предложение прозвучало от представителей Совета по правам человека (СПЧ). Как отметил председатель СПЧ Валерий Фадеев, такая мера может помочь педагогам в борьбе с «закоренелыми» хулиганами, а также с проявлениями буллинга и непочтительного отношения учащихся к учителям. Об этом рассказывают в Российской Газете.
В издании указано, что эта идея не является новой. В советской системе образования поведение учеников оценивалось достаточно активно. Многим читателям наверняка запомнились «красные» отметки в дневниках.
Позже практика оценки поведения в классах и на переменах была отменена, однако в каждой школе до сих пор учителя могут вносить замечания или выставлять оценки по своему усмотрению, чтобы уведомить родителей. Это не влияет на итоговые оценки за четверть или год — главное внимание уделяется знаниям.
Нужно ли возвращать особые знаки внимания к поведению учеников? Поможет ли это усмирить школьных бунтарей?
По мнению Марины Храмовой, директора Высшей школы образования и психологии БФУ им. Канта, идея вернуть оценки за поведение является спорной и нуждается в глубоком анализе. Она отмечает, что хотя попытки восстановить положительные практики из опыта России и СССР представляют собой хороший шаг, использование оценок за поведение может оказаться неэффективным. «Если ребенок уже проявляет хулиганские наклонности, такая мера скорее станет поводом для дальнейших провокаций», — считает Храмова. Она также подчеркивает, что в случае, если ребенок вдруг начинает вести себя плохо, следует привлекать психолога для выяснения причин. Кроме того, она добавляет, что учителям необходимо готовиться к работе в сложных ситуациях с детьми, проявляющими нестандартное поведение.
Помимо предложений о введении оценок за поведение, также прозвучал план уменьшения баллов ЕГЭ за плохие поступки. Ксения Добрынина, глава родительского комитета одной из московских школ, считает, что оценки поведения не должны смешиваться с академическими. «Можно использовать рейтинги и поощрения, но карательный подход стоит исключить,» — подчеркивает она.
Ответственный секретарь координационного совета Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев подчеркнул, что с подобной инициативой следует проявлять осторожность.
-Решения не должны приниматься поспешно. Подростки, находясь в переходном возрасте, могут высказывать своё мнение нестандартным образом, — отметил эксперт. — Это может представлять опасность для педагогов, так как существует риск оказать давление. В то же время нужно вводить меры наказания для тех, кто систематически нарушает учебный процесс.
С другой стороны, Екатерина, мама семиклассника Даниила, полностью поддерживает данную инициативу.
-Современные дети воспринимают учителя не как авторитет, который должен быть послушен, а как представителя сферы образовательных услуг, — утверждает Екатерина. — К сожалению, сильных педагогов, способных завоевать уважение у молодого поколения, становится всё меньше, и дисциплина страдает. Оценка за поведение могла бы обеспечить необходимый сдерживающий эффект.
Вместе с предложением вернуть оценки по поведению прозвучало и еще одно: снижать за плохое поведение баллы ЕГЭ.
Дмитрий Лутовинов, победитель конкурса «Учитель года России — 2022» и преподаватель истории, выражает сомнения относительно целесообразности введения оценок за поведение и их влияния на результаты ЕГЭ.
-Когда речь идет об оценках, важно понимать, что мы говорим о старших классах, то есть о десятых и одиннадцатых. В этом возрасте маловероятно, что ученики ведут себя как хулиганы в традиционном смысле, — отметил он. — Конфликты, конечно, случаются, но не кажется разумным снижать баллы на ЕГЭ за это. Основной акцент экзамена должен быть на знаниях, а не на поведении ребенка.
Также возникают другие вопросы. На каких основаниях должна выставляться такая оценка? Будет ли фиксироваться только «двойка» или другие отметки тоже? Как избежать субъективного подхода, если, к примеру, у ученика возник конфликт с учителем?
Количество вопросов велико. Валерий Фадеев сообщает, что в ближайшие дни Совет по правам человека планирует провести конференцию, на которой будут обсуждены эти предложения с участием педагогов, психологов и других специалистов.