В российских школах всем ученикам могут запретить пользоваться мобильными телефонами на уроках. И это зафиксируют в федеральном законе. Его проект внесен в Госдуму. В первом чтении документ планируют рассмотреть 16 ноября. Законопроект поддержали в Совете Федерации. Он расширит полномочия учителей, прокомментировал министр просвещения РФ Сергей Кравцов. И сообщил, что проект будет направлен в регионы. Министр не исключил внесения поправок ко второму чтению.
Во многих школах табу на смартфоны действует давно. В Кузбассе — в 67% учебных заведений. Пункты о запрете мобильников вносят в устав школы или правила внутреннего распорядка. А где-то, как в Омске, запрет массово только начали внедрять: в октябре запустили проект «Урок без телефона».
Этот опыт может помочь скорректировать закон, чтобы избежать ошибок и трудностей после его вступления в силу. Тем более что у педагогов есть вопросы. Например, обязательно ли забирать смартфон у школьников и кто отвечает за сохранность гаджетов?
Оставьте выбор!
В ижевском лицее N 30 учатся без смартфонов второй год. Как рассказала «РГ» директор Марина Рудольская, такое решение они приняли на основе СанПиН от 2021 года. В них отмечается, что использование гаджетов с маленьким экраном приводит к повышению нагрузки на зрение и может спровоцировать нарушение осанки.
В кабинетах, закрепленных за классами, установлены ящички с личными ячейками, куда школьники кладут телефоны. Ключ находится у классного руководителя — в старших классах, в младших — у учителя. Если родителям надо срочно связаться с ребенком, это делается через классного руководителя или администрацию школы. По мнению директора, в этом есть множество плюсов: «Дети стали общаться в перерывах между уроками, ходят в библиотеку, на физкультминутки в спортзал, музыкальные перемены. Активность и общение очень важно, когда у детей шесть-семь уроков». Детский психолог Наталья Половайкина с этим согласна: виртуальный мир не заменит детям реальный.
Важно! Но, конечно, должен быть выбор. В школах Ижевска оставлять смартфоны в ящиках никого не принуждают. Но уж если желаешь держать гаджет при себе, придется соблюдать правила «смарттишины».
Гаджеты в помощь
В одной из нижегородских школ при приеме в 1-й класс родители подписывают информационное письмо. «Там четко обозначено: использование смартфона на уроках запрещено», — сообщила завуч Ольга Иванова. В начальных классах ученики отдают телефоны педагогу. Он прячет их под ключ.
Что касается старшеклассников, то здесь школа отказалась от тотального запрета, сделав телефон помощником преподавателя. «Не все школы могут обеспечить каждого планшетом, в котором будет полноценный образовательный контент, — поясняет Ольга Иванова. — А самостоятельные работы! Учитель давал на класс два-три варианта. Теперь по ссылке педагога дети зарегистрированы на образовательной платформе. И этих вариантов может быть 25! По числу учеников. И тут уже невозможно списать».
Вот и педагоги ингушских школ говорят, что смартфоны нужны на внеклассных занятиях, например, для обучения финансовой грамотности. В республике уже несколько лет действует табу на смартфоны.
Важно! Чтобы не зайти в тупик с запретом гаджетов, стоит присмотреться к правилам нижегородцев.
Заслуживает внимания и опыт Татарстана. Там нет единого запрета на всю республику. Каждая школа сама решает. В лицее, где учатся трое детей корреспондента «Российской газеты», ситуация разнится от класса к классу. У ребенка-второклассника смартфон на руках, но доставать на уроках его нельзя, а держать надо в беззвучном режиме. В 4-м классе перед уроками смартфоны собирают и складывают в коробку. А после занятий возвращают. В 6-м классе смартфоны не собирают. Дети ими пользуются на уроках. Например, когда нужно прочесть произведение по литературе, которого нет в учебнике.
Табу — не выход
В большинстве школ Севастополя телефоны не отбирают, но действует негласный запрет на них во время уроков.
«Все зависит от преподавателя, — считает учитель физики школы «Экотех+» Кирилл Павлов. — Если дети увлечены, то и мобильники им не нужны». Полный запрет вообще вводить нет необходимости, считает педагог. Во-первых, в учебный процесс активно внедряются цифровые платформы. Во-вторых, телефон необходим для безопасности.
Важно! «Наоборот, надо прописать в законе условия, при которых гаджет можно использовать в школе, — считает Кирилл Павлов. — Важна и цифровая грамотность. Папы и мамы не всегда знают: на гаджетах есть родительский контроль и можно настроить их так, что во время уроков детям будет доступен только образовательный контент».
Депутатам на заметку
Почти во всех школах, где мы были, учителей волновал вопрос ответственности за сохранность гаджетов.
«Если будет федеральный закон, хотела бы получить в нем четкое разъяснение. Надо отбирать гаджеты? И тогда что, я буду материально ответственна за три десятка аппаратов, некоторые из которых дороже моей зарплаты?» — интересовалась преподаватель литературы из Нижнего Новгорода Светлана Васильева. Ее тезка, мама одиннадцатиклассницы, тоже полагает, что не надо сдавать смартфоны. «Складывать в коробку? Это отнимает уйму времени! В классе по 30 человек, а занятия — в разных кабинетах».
Источник: Российская газета