Президент РАО рассказала о вероятности отмены ЕГЭ

Кто поможет родителям воспитывать детей? Нужно ли сокращать сроки обучения в школе? И нужно ли отменять ЕГЭ? На вопросы «Российской газеты» ответила президент Российской академии образования Ольга Васильева.

#НОВОСТИ
Фото: Сергей Куксин /РГ

Ольга Васильева, отвечая на вопрос о возможном сокращении учебного времени в школах, отметила, что сделать образовательную программу более насыщенной и интенсивной (уменьшая часы, но не содержание) стало просто невозможно, так как нагрузка на учеников и так уже достаточно велика. Президент в своем Послании поручил создать гармоничную и сбалансированную учебную нагрузку для школьников.

Школьная программа разработана таким образом, что учащиеся знакомятся с окружающим миром и учатся его понимать. Можно бесконечно рассуждать о том, что «химия и физика не всем пригодятся», но именно эти предметы создают базу для познания мира в школе шаг за шагом.

Еще одним важным аспектом, способствующим развитию личности ребенка, является воспитательная работа. В школе он учится взаимодействовать с другими, заводить дружбу и получает первый жизненный опыт, усваивая традиционные для общества ценности. Поэтому важно, чтобы обучение проходило не только за книгами, а было наполнено эмоциями и личными переживаниями, позволяя ребенку гармонично развиваться. Увеличение нагрузки лишь усложнит этот процесс. Если у ребенка будет прочная школьная основа, ему будет проще учиться в вузе и определиться с будущим путем, поскольку учеба в высшем учебном заведении требует личностной зрелости, которую трудно достичь без школьного опыта.

Требование к будущим педагогам — обязательный профильный предмет

Ольга Васильева сообщила, что до 10 октября продолжается общественное обсуждение проекта перечня ЕГЭ для поступления в высшие учебные заведения. Одним из требований для будущих педагогов станет наличие профильного предмета. Это не просто ожидаемая инициатива, а действительно долгожданная. Исследователи Российской академии образования неоднократно указывали на необходимость таких изменений. Многие, вероятно, со мной согласятся: странно, когда будущий учитель физики вместо физики сдает обществознание. Так часто было на практике.

Сегодня мы обсуждаем необходимость повышения престижа естественно-научных дисциплин. Многие абитуриенты по каким-то причинам не выбирают специальности учителя физики или химии, а те, кто поступает, зачастую не имеют нужной подготовки. Студенты предпочитают сдавать ЕГЭ по обществознанию, так как считают его менее сложным, чем биология. Результатом становится нехватка преподавателей по естественным наукам, особенно тех, кто готов работать в профильных классах.

Коллеги из вузов подтвердят: для многих студентов начало учебы зачастую сводится к восстановлению знаний школьной программы. Считаю, что подготовка квалифицированных педагогов в области естествознания — это не только вопрос качества образования, но и вопрос национальной безопасности и будущего нашей страны.

Ольга Васильева, отвечая на вопрос о причинах популярности профессии учителя среди молодежи, отметила, что эксперты Центра развития педагогического образования РАО провели исследование под названием «Портрет студента — будущего педагога», которое охватывает период в два десятилетия. Результаты показали, что современные студенты все больше ценят свою будущую профессию — уровень признания увеличился почти вдвое: с 13% в 2003 году до 24% в 2023-м. Также наблюдается изменение в приоритетах при выборе места работы: за последние 20 лет важность таких факторов, как «возможности карьерного роста» и «доброжелательный коллектив», значительно возросла. Кроме того, положительной тенденцией является увеличение числа студентов-педагогов, стремящихся работать по специальности: если в 2003 году их было лишь 20%, то к 2023 году эта цифра возросла до 50%. Важно отметить, что большинство из них не просто желают стать учителями, а уверены в том, что смогу найти работу по своей профессии.

Ключевой вопрос

Правительство отклонило законопроект о ликвидации ЕГЭ, однако Рособрнадзор собрал множество предложений по его усовершенствованию. Но необходимо ли это?


Ольга Васильева:
В каждой аудитории, где затрагивается тема отмены ЕГЭ, я задаю аналогичный вопрос: кто из вас готов сдавать по окончании 11 класса семь экзаменов, а после еще несколько для поступления в университет?
Реальной альтернативы ЕГЭ мы пока не наблюдаем, и здесь есть несколько ключевых моментов.

Во-первых, насколько правильно ставить детей, которые готовились к ЕГЭ последние десять лет, перед фактом, что теперь все изменится? Не увеличит ли это их стресс, за который многие критикуют ЕГЭ?

Во-вторых, если отменить ЕГЭ и ввести несколько экзаменов в школе, учителя, скорее всего, справятся. Но как быть вузам, которые должны будут организовать экзамены? Это масштабное мероприятие. Вузы почти два десятка лет не проводили вступительные экзамены, кроме творческих. Смогут ли они принять такой вызов? Не приведет ли это к тому, что на вступительные можно будет попасть только через платные подготовительные курсы? Не ограничит ли это возможности абитуриентов, учитывая возможные пересечения времени экзаменов?
Время идет, и организация ЕГЭ требует постоянного совершенствования. Я считаю, что Рособрнадзор успешно справляется с этой задачей при поддержке профессионалов.

Районные вести