"Вход Господень в Иерусалим". Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска/РГ

Вербное воскресенье. Что надо делать с вербой, а что делать нельзя

28 апреля 2024 года православные отмечают Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье.

Как пишет «Российская газета», праздник Вход Господень в Иерусалим установлен в память о том, как Иисус за шесть дней до иудейской Пасхи триумфально въезжал в столицу Иудеи. Иисус избрал для входа в Иерусалим осленка — символ мира на Востоке, показывая, что Он пришел к людям не как завоеватель. Народ встречал Иисуса ликованием, приветствуя Его пальмовыми ветвями. Пройдет всего несколько дней, и та же толпа будет требовать от Пилата, указывая на Христа: «Распни Его!». Через несколько дней произойдет другое шествие, шествие Христа на Голгофу. И именно это — вступление Господа на путь крестных страданий — вспоминают на Вербное воскресенье в храмах.

Всенощное бдение, или всенощная — это богослужение, объединяющее сразу три службы, совершают его перед праздниками, и происходит оно вечером, а иногда — например, на Рождество и на Пасху — ночью. Всенощная Вербного воскресенья отличается необыкновенной красотой. Храм будто расцветает — тут и зеленое праздничное облачение духовенства, и необычные резные ветви пальмы (вайи) в руках у патриарха, и огромные сияющие чаши с пушистыми ветками вербы. Впрочем, ветки вербы, уже зацветающие, не только в чашах, они и в руках у прихожан.

Освящение вербы и пальмовых ветвей — традиция, связанная с тем, что именно пальмовыми ветвями почти две тысячи лет назад жители Иерусалима торжественно встречали Иисуса, въезжавшего в город за шесть дней до иудейской Пасхи, до Своего Распятия. С пальмой понятно, но почему освящают вербу? У нас в России пальма — редкость, а вот упрямые прутики вербы, первыми поверившие весне, начинают цвести в наших широтах раньше всех. Удивительное дело — поздняя будет Пасха или ранняя, верба все равно зацветет за неделю до нее, к празднику Входа Господня в Иерусалим. Поэтому и дал народ ему второе название — Вербное воскресенье.

В день праздника верующие несут на утреннюю службу ветки вербы, которые как раз и освящали накануне, во время вечерней службы в субботу, на всенощном бдении. Стоя с ветками вербы и зажженными свечами, мы символически встречаем Христа, добровольно грядущего на искупительные страдания. После богослужения освященные веточки забирают домой — как святыню, символизирующую Вход Господень в Иерусалим. Потом их целый год хранят дома, ими украшают иконы, их приносят на могилы родственников. А если ветки иссохли, сломались, с ними и поступают как со святыней: освященные ветки вербы нельзя выбрасывать просто так, их принято сжигать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.


доступен плагин ATs Privacy Policy ©
Перейти к содержимому