Демографы объяснили почему мы не общаемся с дальними родственниками

По данным исследования, качество жизни бабушек и дедушек меняется, когда они участвуют в жизни своих внуков.

Спроси сегодня прохожих на улице, кто такой деверь, шурин и золовка, далеко не каждый с ходу и ответит.

#НОВОСТИ

А это между тем не такие уж дальние родственники. Да что там, даже анекдоты про тещу сегодня уже потеряли актуальность. А все потому, что мы почти не общаемся, родственные связи размываются. Сегодня наш ближний круг — это родители, дети, братья и сестры. Даже с бабушками и дедушками поддерживают отношения далеко не все.

«Конечно, основная причина в падении рождаемости, семьи становятся меньше, и родственные связи далеко не такие тесные, как раньше, — говорит демограф, социолог, заместитель директора Школы государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета Анна Багирова. — К этому нужно прибавить то, что мы стали куда мобильнее, чем еще каких-то лет 30-40 назад. Многие даже самые близкие родственники живут не просто в разных городах, но и странах, и могут разве что изредка созваниваться. Конечно, связи невольно распадаются».

Тёща? Я её не знаю…

Сегодня, как известно, даже семьи родителей молодоженов часто почти не общаются друг с другом, а то и не знакомы вовсе. Да что там, могут практически не встречаться с родителями мужа и жены и сами молодые. А значит, отпадает надобность в таких понятиях, как теща и свекровь. Какие тут анекдоты? Они были в ходу, когда зять ходил к теще на блины, а то и жил с ней под одной крышей.

Как говорят эксперты, сейчас в принципе изменился институт семьи. Ученые насчитывают больше десятка разных форм брака: от гостевых до браков выходного дня. При которых можно и не знать о существовании дальней родни. А кто-то предпочитает не заводить семью вовсе. При этом все чаще можно встретить семью в таком составе — мама, бабушка и ребенок.

Это раньше в деревне семьи родственников селились рядом друг с другом, в каждой по пять-десять детей. И у каждого в этой «артели» была своя роль. Даже дети трех-четырех лет чем-то да помогали. Не говоря уж о ролях старших членов семьи. Сегодня время индивидуалистов.

Бабушкины внуки учатся лучше

«Мы пришли к удивительным результатам в ходе недавнего исследования, — говорит Анна Багирова. — Оказывается, четверть всех бабушек и дедушек никак не участвуют в жизни своих внуков. Конечно, кто-то из-за того, что живет далеко, а у кого-то в семье просто так сложилась новая система отношений, что в этом не видят надобности».

Между тем, как говорит ученый, общение с внуками невероятно важно и для детей, и для родителей, и для самих бабушек и дедушек. Исследование доказало, что внуки даже учатся лучше, когда в их жизни участвует старшее поколение семьи. По данным исследования, меняется качество жизни и самих бабушек и дедушек, когда они участвуют в жизни своих внуков. Они не чувствуют себя одинокими, меньше болеют, наконец, ощущают себя более счастливыми.

Семейные связи необходимы

Конечно, есть родственники, о существовании которых хоть и знаешь, но выстраивать с ними отношения очень не хочется. Так стоит ли это делать через силу? Вот что говорит Наталья Бехтерева, психотерапевт, праправнучка Владимира Бехтерева, внучка Натальи Бехтеревой: «Сейчас часто психологи советуют: если ваш родственник «токсичен» — не нужно с ним общаться. Не будем говорить о крайностях, но на самом деле семейные связи необходимы, они дают поддержку, ощущение теплоты дома, хотя отношения могут быть и далеко не идеальными. Все-таки в большинстве случаев родители, сестры, братья, бабушки, дедушки и другие родственники могут быть серьезной опорой».

Но при этом ученый считает, что не нужно воспринимать родственников и как людей, которые должны броситься вам на помощь по первому зову. Они вовсе не обязаны решать за вас ваши проблемы. Но все-таки именно они могут в самой сложной ситуации быть людьми, которые станут для вас «первой линейкой» помощи.

Ориентир молодых — многодетность

Показательно, что довольно оптимистичные результаты только что получили ученые на Урале, опросив больше восьми тысяч студентов вузов. Вопрос звучал просто: сколько детей вы хотели бы иметь в своей семье? «Оказалось, что половина планируют родить не меньше двоих детей, а каждый пятый — троих и больше, — говорит Анна Багирова. — Все это говорит о том, что ориентир у молодых ребят все-таки на полноценную семью. А значит, и на развитие семейных связей».

МНЕНИЯ: одинокого всегда видно, как бы он ни хорохорился

Рустам Набиев, блогер-путешественник из Уфы (в 2015 году потерял обе ноги при обрушении казармы в Омске):

— Как и большинство сегодня, я общаюсь только с близким кругом, — с женой и детьми. Родителей моих уже нет в живых. А вот раньше, помню, проводили праздники рода или деревни, когда собирались большим кругом за накрытым столом, когда знали друг друга не просто в лицо, но и кто чем живет. Хороший знак, что в последнее время стало модным изучать свою родословную. Вот моя жена знает свой род до девятого поколения, я только на пути к тому, чтобы заняться этим. Думаю, поиски истории рода как раз и могут привести к тому, что мы, наконец, начнем общаться.

Сергей Тараскин, худрук Астраханского ТЮЗа:

— У нас в Астрахани немного родственников, и с теми, что есть, стараемся объединяться. После того как умерли наши с женой отцы, моя теща и моя мама стали жить вместе — вот такое вот объединение. Мой старший сын сейчас уехал учиться в другой город. Но на все семейные праздники приезжает со своей девушкой. Собирается и вся наша многочисленная родня со всех уголков России. Семья — это самое главное, что есть у человека. Как бы одинокий человек ни хорохорился и ни бодрился, все ведь видно по его глазам…

Максим Заборский, предприниматель, Архангельск:

— Когда в одной из генетических лабораторий я сделал ДНК-тест, то по общей базе данных неожиданно нашел своего троюродного брата. Как оказалось, он живет… в нашем многоквартирном доме (он тоже сделал тест). Удивительно, но даже окна в наших квартирах смотрят друг на друга! А мы вот так жили и ничего об этом не знали.

Познакомил с троюродным братом и мою двоюродную сестру, которая приехала в Архангельск с Камчатки — погостить.

Сейчас с кузенами и кузинами видимся и созваниваемся, собираемся за общим ужином.

Алексей Крузенштерн, кардиореаниматолог, издатель. Он и его семья — единственные в России носители фамилии, Санкт-Петербург:

— Сегодня проблема — просто собрать всех на семейное застолье. А я ведь помню, как в детстве вместе отмечали Новый год, 9 Мая, иногда даже Пасху. И это было нормой. А сейчас моя ближайшая семья — жена и младшие дети. Со старшим сыном только переписываемся, он живет в другой стране.

Татьяна Кузьмич, замгубернатора Херсонской области:

— Мой близкий круг — это мои родители, дочка, зять и внук. Мы помним друг о друге и всегда поддерживаем. С дальними родственниками общаюсь реже, потому что у нас расхождения на идеологической почве. Раньше было не так. Когда я была школьницей, в селе, где жили мои бабушка и дедушка, собирались все наши родственники — на день рождения, Рождество и 9 Мая. Но когда дедушки с бабушкой не стало, не стало и традиции. В семье должен быть кто-то, кто будет всех собирать вместе и объединять общими семейными традициями.

По материалам «Российской газеты». Инфографика «РГ», Александр Чистов, Елена Мационг.

Районные вести