В рамках третьего судебного заседания по гражданскому делу по заявлению прокурора Ростовской области об установлении факта, имеющего юридическое значение, в интересах РФ, неопределенного круга лиц – родственников (потомков) мирных жителей и военнопленных, погибших на территории региона в годы ВОВ от преступных действий немецко-фашистских захватчиков и их пособников, участники сводного отряда поисковых объединений Ростовской области рассказали о страшных находках, сделанных в Сальске и Миллеровском районе в рамках реализации проекта «Без срока давности».
Напомним, работы по поиску и извлечению останков мирных жителей и советских военнопленных, расстрелянных гитлеровцами на территории кирпичного завода в Сальске, а также в «расстрельной яме» недалеко от границы Миллерова отряды поисковых объединений Ростовской области вели в 2020 и 2021 годах.
О том, что на этих территориях немецко-фашистские захватчики устроили концлагерь для военнопленных, а также проводили массовые казни мирных жителей, стало известно из документов, рассекреченных в рамках проекта «Без срока давности».
В частности, подробности происходившего в Сальске в 1942-1943 годах стали известны из материалов уголовного дела одного из пособников фашистов, уроженца Ростовской области Ивана Гвоздецкого. В общей сложности, гитлеровцами и их пособниками убито более 3,5 тысячи мирных жителей.
В Миллеровском районе из более 250 убитых только трое теоретически могли быть военнопленными: поисковики нашли фрагменты бушлата, солдатский медальон (однако в нем хранились иголки) и два целых патрона от винтовки Мосина.
— Однако это могли быть и мирные жители. В те годы бушлаты носили многие, солдатские медальоны, которые представляют собой герметичные пеналы, население широко использовало для хранения иголок, спичек и других мелочей. А патроны мог найти подросток – в таком возрасте все военное вызывает интерес. И именно это могло стать причиной расстрела, — рассказывает председатель Ростовского регионального отделения ООД «Поисковое движение России» Владимир Щербанов.
Вместе с поисковиками Аксайского, Куйбышевского, Миллеровского районов и Ростова-на-Дону Владимир Кириллович участвовал в поднятии останков недалеко от границы г.Миллерово.
То, что найденные останки принадлежат в основном женщинам и детям, а также то, что погибли они не от естественных причин, подтвердили и эксперты-криминалисты.
— Я никогда в жизни не видела столько детских скелетов и надеюсь больше никогда не увидеть. Во время работы мы нашли детскую косичку. Девочке было года четыре. Я каждый день вспоминаю эту косичку. Работа с детскими останками сложна всегда, но когда понимаешь, что переживали эти дети перед смертью, – это тяжелее стократ, — говорит заведующий отделением медицинской криминалистики областного бюро судебно-медицинской экспертизы Людмила Евдокимова. — Когда работаешь с останками солдат, можно все объяснить: в тебя стреляли, ты стрелял. Но когда ты видишь пулевое отверстие в затылке ребенка, которому едва исполнилось девять месяцев… Это, безусловно геноцид, и ничто иное. Планомерное, систематическое, целенаправленное уничтожение мирного населения.
В «расстрельной яме» люди лежали рядами, лицом вниз. У большинства погибших пулевые отверстия располагаются в месте соединения головы с шеей. Такое возможно только если люди стояли на коленях с опущенной вниз головой. То есть люди сами заходили в ямы, становились на колени, – и после этого их расстреливали. Затем приводили новую партию, укладывая еще живых на убитых…
— Только на основании архивных документов можно говорить о том, что по самым примерным подсчетам в годы войны на территории Дона, в том числе в Миллеровском районе, были убиты и замучены более 180 тысяч человек, — старики, женщины, дети, душевнобольные. Если разделить это количество на период времени, когда Ростовская область находилась в оккупации, то получится, что каждый день фашисты и их пособники убивали более 200 человек! Это явно свидетельствует о том, что гитлеровцы осознанно «зачищали» территорию, уничтожая советский народ, — подчеркнул заместитель губернатора Ростовской области Вадим Артемов. — Показания свидетелей и экспертов, прозвучавшие в рамках судебных заседаний, подтверждают этот тезис.
Напомним, 10 февраля и 14 февраля были заслушаны показания бывших несовершеннолетних узников концлагерей Валентины Яковлевой, Клавдии Сисюкиной и Евгения Моисеева, а также Нонны Бавыкиной и Татьяны Новак, родственники которых погибли во время расправ над мирными жителями в Миллерове.
— Проведение таких судов особенно значимо именно сегодня. Ветераны, свидетели уходят. Зато мы видим, что происходит в зарубежных странах, где проводятся ночные факельные шествия нацистов. Хочется обратиться к этим последователям: «Посмотрите хотя бы материалы этого суда, посмотрите, кому вы подражаете!», — говорит заместитель председателя комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, член центрального штаба Всероссийского общественного движения «ВОЛОНТЕРЫ ПОБЕДЫ» Ольга Амельченкова. — Признание факта геноцида народов СССР во время Великой Отечественной войны – это наш святой долг перед памятью, перед защитниками, перед невинно убитыми. А еще это наш долг перед будущими поколениями – чтобы такая трагедия никогда не повторилась снова.