Как правильно провести Масленицу, что можно делать, что нельзя

Масленица начинается в России с 11 марта 2024 г. (11-17 марта). Также она известна, как Блинница, Масленная неделя. В церкви дни радости называют более строго Сырной неделей и Мясопустная неделя. Об этом информирует Российская газета.

#НОВОСТИ

Зачастую в преддверии Масленицы публикуют «календарь масленицы». Вторник называется Заигрыши, среда — Лакомка, четверг — Разгуляй, пятница — Тещины вечерки, суббота — Золовкины посиделки, воскресенье — Проводы, или Прощеное воскресенье. 

В Масленицу было принято приглашать гостей в дом и ходить в гости, устраивали сватовство для холостых, катания на лошадях, ледяных горках и ритуальные поединки. Однако не все эти «праздничные мероприятия» имели четкую связь с днем недели. За исключением последнего дня, Прощеного воскресенья.

Если кулачные бои, церемонии сжигания чучела и даже похороны зимы не были широко распространены и обязательны, особенно в городах, то без блинов и благотворительности Масленица была немыслима и без восторженного посещения церковных служб. Но для чего же нужен вообще этот праздник?

Семь дней Масленицы — это период подготовки к Великому посту (с 18 марта по 4 мая). Семь дней Масленицы — это период подготовки к Великому посту (18 марта — 4 мая), а церковное название Мясопустная неделя происходит от слова Мясопуст, что означает «отказ от мяса». Другое название Сырная неделя означает время, когда еще можно употреблять молочные продукты и яйца.

Радость Масленицы состоит в празднике не для желудка, а для щедрой души. Хочется вспомнить, что в субботу перед масленицей в церквях оплакивают умерших. Оплакивают не только родных и близких, но и всех тех, кто»умер в благочестии и праведности веры», от Адама до наших дней. И особенно тех, кто умер внезапно, без церковного отпевания. Молясь за них, верующие становятся частью общей истории человечества и приобщаются к миллионам живших до них.

Предшествующая Масленице, воскресная служба была посвящена Страшному суду, напоминая намо том, что все люди смертны и все предстанут перед Божьим судом. Верующих призывали к вниманию к своим мыслям и поступкам. Церковь напоминала им о приближении Страшного суда, но они не должны были пугаться его. Она говорила о «вечных муках» и «вечном огне», но в тоже время устанавливала четкие стандарты того, как нужно жить, чтобы наследовать Царство Божье. Дайте пищу голодному, напоите жаждущего, приютите бездомного, протяните руку отверженному, помогите больному, посетите заключенного, будьте милосердны!

Но до Великого поста осталась еще одна неделя. А сейчас, на Масленицу, нам дается время проявить себя как «люди». Давать еду, пить, звать людей под свою крышу, быть сострадательными, делиться всем без сожаления, с благодарностью отдавать то, что принадлежит другим. Это не значит, что на Масленицу не едят мяса, но едят много блинов, ходят по гостям и приглашают их в свой дом. Главное, что Церковь тактично побуждает людей к любви и щедрости и дает им время почувствовать радость быть щедрыми и любящими!

Так проходит воспитание человека. Так воспитываются души людей. И не случайно Масленица неизбежно заканчивается Прощеным воскресеньем (17 марта). Это время большей близости, обновления отношений, ощущения единения с родными, близкими и самыми далекими, и это единение не только на бытовом уровне, но и с существами на другом уровне. К счастью человек не может не почувствовать, что не всегда прав и что кроме его «Я», есть и другие люди. Вот почему последний день масленицы — это день, когда мы обращаемся к ближнему и говорим: «Прости меня!» и слышим в ответ «Бог простит! И я прощаю!»

Так традиция лелеяла и взращивала лучшее в сердце каждого, в душе народа. Лучшее, в котором нет места ненависти и злобе. В дни Масленицы в России всегда слабели имущественные, сословные, должностные различия, к столу приглашали нищих и убогих. Блины посылали в больницы, приюты, тюрьмы — царило всенародное единение перед тем, как вступить в долгий покаянный путь Великого поста.

И наши прапрабабушки не ленились и пекли, причем в русской печке, с десяток видов самых разных блинов. «Черные гречишные — для простых, из белой крупчатки — для бар, — перечисляет Иван Шмелев, — блины с припеком, блины с двойным припеком, блины с подпеком, блины молочные, легкие, блинцы с яичками…». Блинов пекли много — чтобы поделиться ими — с родными и даже людьми незнакомыми. В народе знали — быть скупым да жадным на Масленицу нельзя. Не зря существовала поговорка: «Хоть с себя все заложи, а масленицу проводи».

Автор: Екатерина Мамаева

Районные вести