Биологический возраст пилотов значительно выше того, что в паспорте: почему они умирают во время рейса

Во время рейса из Сиэтла в Стамбул погиб капитан-пилот авиакомпании «Турецкие авиалинии». Самолет был вынужден совершить экстренную посадку в Нью-Йорке, как сообщил представитель компании Яхъя Устюн. Пехливану было 59 лет. Перед полетом он прошел медицинское обследование в авторизованном авиационном центре, и никаких проблем со здоровьем выявлено не было. О статистике с погибшими во время полета рассказали в Российской Газете.

#НОВОСТИ
Фото: freepik

К сожалению, несмотря на строгие предрейсовые медицинские проверки, это не первый случай, когда пилоты умирают во время полета. В марте 2007 года на подходе к Норильску во время полета ИЛ-62 авиакомпании «Россия» скончался 40-летний бортинженер. В феврале 2008 года другой пилот погиб во время рейса A320 «Британских авиалиний» из Манчестера на Кипр. В июне 2009 года умер командир рейса Continental Airlines из Брюсселя в Нью-Йорк. В октябре 2010 года во время полета из Манилы в Доху скончался капитан Qatar Airways. В феврале 2012 года во время рейса из Варшавы в Прагу умер 58-летний командир «Чешских авиалиний». А в сентябре 2013 года сразу после своего рейса погиб командир Боинга-737 компании «Юнайтед».

Вот некоторые факты последних лет. В августе 2021 года капитан самолета Biman Bangladesh Airlines, летевшего из Маската (Оман) в Дакку, почувствовал себя плохо и скончался. Посадку выполнил второй пилот. В сентябре 2022 года пилот авиакомпании «Икар» (Pegas Fly) умер во время рейса из Новокузнецка в Санкт-Петербург. В августе 2023 года летчик чилийской авиакомпании Latam скончался в воздухе во время рейса из Майами в Сантьяго, и самолет совершил экстренную посадку в Панаме. Также в прошлом году сообщалось о нескольких случаях, когда индийские пилоты умирали от сердечных заболеваний.

-В 2022 году даже было так, что два пилота умерли в один день, — говорит Сергей Мельниченко, генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов». — В США капитан американской авиакомпании Envoy Air потерял сознание сразу после взлета из Чикаго/О’Хара. Пассажиры, члены экипажа и медики, которые встретили возвращенный самолет, пытались его спасти, но безуспешно.

В тот же день другой экипаж A321 бахрейнской Gulf Air, направлявшийся в Париж, внезапно поменял курс и совершил неплановую посадку в иракском Эрбиле из-за сердечного приступа одного из членов команды.

В издании подчеркивают, что все эти инциденты вновь поднимают вопросы о несвоевременной диагностике проблем со здоровьем пилотов, нагрузках их рабочего графика и целесообразности концепции экипажа, состоящего из одного пилота. К моменту завершения летной карьеры биологический возраст пилотов, как правило, оказывается выше паспортного на 8-10 лет.

Стоит отметить, что в больших воздушных судах полеты с одним пилотом везде запрещены. Однако сейчас регулирующие органы в 40 странах, включая Германию, Великобританию и Новую Зеландию, серьезно обсуждают эту идею как способ уменьшения издержек и решения вопроса нехватки пилотов. Безусловно, возникают многочисленные вопросы. Как быть с критическими фазами полета, такими как взлет и посадка, где требуется присутствие двух пилотов? Как один летчик сможет справляться с высокой нагрузкой в условиях нештатной ситуации? И что произойдет, если он неожиданно утратит работоспособность в ситуации, когда рядом не окажется ни одного помощника?

Да, в будущем авиастроители планируют применять одного пилота на протяжении всего полета, причем бортовой компьютер сможет взять управление на себя и совершить посадку при необходимости. Ведутся разработки так называемого «виртуального второго пилота». Однако стоит отметить, что это относится к долгосрочной перспективе.

Известно, что в авиационной сфере, как и в космонавтике, отбирают людей только с отличным здоровьем. При этом нагрузка во время полета очень велика. По объективным данным, за пять минут, которые проходят от момента решения о посадке до приземления, пилот выполняет почти сто операций. При взлете, в течение четырех секунд, он осуществляет более 70 действий. А что насчет перепадов давления, изменения часовых поясов и воздействия радиации?

По статистике, в 65% случаев причиной смерти пилотов являются острые сердечно-сосудистые заболевания. Биологический возраст пилотов к окончанию карьеры зачастую превышает паспортный на 8-10 лет. Заболевания «молодеют»: если раньше они выявлялись у пилотов старше 55 лет, то сейчас — у 45-летних.

Аналитики утверждают, что в России система медицинского обеспечения полетов превосходит западную. Почему? У нас существует три уровня медицинской экспертизы. Неотъемлемая часть — медконтроль перед вылетом. Пилоты находятся под наблюдением врачей авиакомпаний и региональных медицинских экспертных комиссий. Главное учреждение — ЦВЛЭК в Москве, где испытываются новейшие методы диагностики и лечения.

Районные вести