Как пишут «Ведомости», проблемы с орфографией распространены не только среди школьников, но и среди взрослых людей.
По мнению 40% опрошенных учителей, орфография – самый сложный раздел школьной программы. Таковы результаты исследований благотворительного фонда «Эмпатия». В опросе приняли участие 518 учителей русского языка из разных регионов России. На втором месте расположилась пунктуация, которую отметили 24% учителей, 23% — культура речи и стилистика. Проблемы с постановкой ударений дети испытывают реже: орфоэпию назвали самым трудным разделом только 13% учителей.
64% респондентов самой сложной темой для учеников назвали правописание н и нн. Кроме того, дети часто допускают ошибки в безударных личных окончаниях глаголов, таких как «будете» и «скажете», отметили 53% учителей. Каждый второй учитель (52%) замечает, что ученикам трудно овладеть темой «не» с разными частями речи. Каждый третий учитель (28%) наблюдают у своих учеников проблемы с частицей «ни».
Основной проблемой современной русского языка является обеднение словарного запаса. Об этом сказали 44% опрошенных учителей. Педагоги отметили, что «бедная» лексика встречается не только в речи школьников, но и взрослых. Филологи называют упрощение языка естественным процессом, который беспокоит 15% учителей. Использование ненужных заимствованных слов, таких как «экспириенс», «воркаут» и «митап», указали 14% опрошенных.
Самой серьезной проблемой на сегодня по мнению 12% учителей считается нормализация нецензурной лексики, а 10% обеспокоены попаданием жаргона в СМИ и разговорную речь.
Зачастую дети не могут правильно написать слово, потому что никогда с ним не сталкивались и не запоминали, считают 39% опрошенных педагогов. Еще одна трудность в изучении русского языка – отсутствие мотивации. Дети не видят ценности в знании правил и нюансов родной речи, думая, что их и без этого поймут. Эту проблему замечают 27% учителей. 18% опрошенных считают, что на учеников влияет конфликт между официальными нормами и речью, которую дети слышат дома и в окружении.
Сами преподаватели также работают с детьми и иногда перенимают от них сленговые выражения. В частности, от детей они узнали такие слова, как «вайб», «дедлайн», «краш», «кринж», «респект» и «спойлер». Были упомянуты и глаголы «загуглить», «спамить», «чилить», «хайпить», а также почерпнули известные эпитеты «душный», «токсичный» [о человеке], «рандомный» и «лайтовый». Многие учителя стали использовать в своей речи такие мемы вроде «жаль, конечно, этого добряка» и «л–логика».
В заключительном вопросе о советах по сохранению красоты русского языка учителя порекомендовали слушать аудиокниги и читать классическую литературу – Александра Пушкина, Фёдора Достоевского, Антона Чехова и Льва Толстого. Также были упомянуты ограничения: не использовать заимствования и не сокращать слова, не допускать жаргон.
Автор: Екатерина Мамаева