Российская рыба из-за санкций продается на 10% дешевле

Из-за внешних ограничений и логистических трудностей российская рыба продается на экспорт с дисконтом в 10%, рассказали «РГ» участники рынка. Усугубляет ситуацию курсовая пошлина. Снижение заработка рыбаков от экспорта и рост себестоимости увеличивают риски подорожания рыбы и на полке внутри страны.

#НОВОСТИ

Средняя экспортная стоимость тонны российской рыбной продукции в 2023 году снизилась на 10%, рассказали «РГ» в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ). За 10 месяцев 2023 года (к тому же периоду прошлого) объем экспорта вырос на 11%, а рост стоимости составил всего 1%. Так, на наше мороженое филе минтая цена снизилась с 3,65 до 3,3 доллара за тонну. При этом у конкурентов цены на рыбу, наоборот, растут. В 2022 году российское филе минтая продавалось дешевле американского в среднем на 3%, а в 2023 году разница достигла уже 19% (минтай из США стоит 3,9 тыс. долларов за тонну).

Экспортная цена на российскую сельдь по итогам первого полугодия 2023 года снизилась на 11%. При этом цена на крупную атлантическую сельдь, экспортируемую нашими конкурентами, выросла: у Норвегии — на 21%, у Фарерских островов — на 36%.

То есть снижение российских экспортных цен вызвано вовсе не сокращением спроса на мировом рынке. Причина — санкционные и недружественные ограничения в отношении РФ, делают вывод в АСРФ. Так, с 1 июля 2022 года действует запрет на ввоз в США российских морепродуктов, с марта 2022 года новые российские суда и заводы отказываются аттестовать для ввоза продукции в страны ЕС, в Великобритании на нашу рыбу действует пошлина 35%, а в портах стран ЕС и в большинство портов Норвегии российским судам заход запрещен.

Ситуация усугубляется введением курсовой пошлины на экспорт с 1 октября (7%). Это также снижает рентабельность рыбной отрасли, ведь экспорт обеспечивает больше 50% выручки рыбаков и переработчиков, считает президент АСРФ Алексей Осинцев.

На рыбную продукцию из США или Норвегии цены, наоборот, растут

При этом пока рыбаки большую часть роста затрат берут на себя, не перекладывая их на потребителей и переработчиков. В первом полугодии 2023 года себестоимость рыбной продукции выросла на 15% к тому же периоду прошлого. Основная причина — высокие цены на судовое топливо. Между тем, в крупном опте цена производителей мороженой рыбы выросла всего на 6%, приводит данные Осинцев.

В интервью «РГ» глава Росрыболовства Илья Шестаков также высказывал сомнения в целесообразности курсовых пошлин для отрасли. Для всей рыбы действует одинаковая пошлина. При этом рентабельность, например, консервов и так составляет 3-5%, а с них снимается столько же, сколько и с краба, где рентабельность достигает 70%. Должен быть дифференцированный подход, считает Шестаков.

Председатель Рыбного союза Александр Панин считает, что действие курсовых пошлин будет продлено и на следующий год. По его мнению, введение этого механизма с большой долей вероятности приведет к снижению экспорта пищевой продукции, как это уже произошло с продукцией ряда калининградских предприятий.

Автор: Татьяна Карабут, Российская газета

Районные вести